“Ботать по фене” стало модным

Они знали точно: кто не работает, тот не ест.

493 0
1Офени1

Офени – сегодня мало кто помнит это название «странствующих рыцарей наживы».

Так когда-то называли торговцев из крестьян, ходивших с лубяными коробами, доверху наполненными различными товарами – от женских украшений, платков и лент до книг и икон. Отсюда и второе, сегодня более известное название торговцев вразнос – коробейники. Родиной офенского промысла был Ковровский уезд, точнее «Алексинский угол» – села Алексино, Лучкино и Шапкино с окрестными деревнями. Именно оттуда вышли тысячи ходебщиков – прежде это тоже было одно из общеупотребительных названий коробейников. Всех их называли «владимирскими офенями».

Ботать по фене

Офенская торговля долгое время, вплоть до третьей четверти XIX века, являлась одним из самых прибыльных промыслов для наших предков. Его историю подробно описал в позапрошлом столетия известный владимирский историк, археолог и краевед Константин Тихонравов, опубликовавший в 1857 году статью «Офенство Владимирской губернии». Также он составил уникальный словарь искусственного офенского языка. Кстати, любопытно отметить, что такие известные ныне жаргонные слова, как «клево», «лох», «баш» (в выражении «баш на баш»), придумали именно офени. Офенский язык состоял из просторечных слов, подчас из местных наречий, только с переменою значения или буквенной формы, а частью – из слов иностранных.

Позже часть слов и выражений из офенского языка позаимствовали уголовники, и в память об этом до сих пор сохранилось выражение «ботать по фене», где пресловутая «феня» и есть усеченная форма от «офени». Например, от офенского «поханя», то есть хозяин, пошло словечко «пахан». А офенское слово «мастырить», переводившееся как «делать», употребляется до сих пор.

Тихонравов писал о возникновении промысла так: «Офенскою торговлей стали заниматься в Ковровском уезде, в казенной Алексинской волости. Причина, заставившая крестьян этой волости обратиться к такому роду промышленности, состояла в тесноте их поселения, так что четыре села и пятьдесят деревень, числом до 4200 душ, занимали пространство не более 10 квадратных верст, и то земли более болотистой, неудобной для хлебопашества. К тому же много способствовало… развитие ярмарочной торговли в Холуйской слободе неподалеку от Алексинской волости. Все это вместе побудило крестьян этой волости отделять от семейств своих лишних работников для промыслов и посылать их в соседственные хлебородные губернии с мелочным крестьянским товаром».

Доставка на дом

Интересное свидетельство об офенях села Хотимль Ковровского уезда середины XIX столетия оставил в мемуарах архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) родом из соседнего Вязниковского уезда: «Хотимльский приход весь состоял из так называемых офеней, или ходебщиков. Офени, торгуя разными мелочными, а иные и довольно ценными, товарами, каждогодно, с своими подвижными лавочками-коробьями, отправлялись из своих деревень во все концы России и рассеивались от самых южных ее губерний до самых отдаленных областей Сибири. Между офенями, в прежнее время, было немало очень богатых торговцев. Странствуя всю осень и зиму по городам и селам России, летом – в мае или июне они возвращались для полевых работ домой, и здесь оставались до храмового праздника – Успеньева дня».

Мелочный товар, которым торговали офени-коробейники, пресловутые «ситцы и парча», ленты, платки, женские украшения, зеркала, немудреная тогдашняя косметика, пуговицы, иконы разных видов, книги, бумага, перья и тому подобное – все это пользовалось большим спросом у сельского крестьянского населения. Тогда порой селяне за всю жизнь не выезжали дальше соседнего села и как дальнее путешествие воспринимали поездку в свой же уездный город. При этом лавок и магазинов в деревнях и селах обычно не было. Всем необходимым, что не мог произвести и выменять на месте сам, крестьянин со своим семейством запасался на ближайшей ярмарке. Как правило, такая ярмарка проходила раз в год в ближайшем приходском селе в престольный праздник.

Неудивительно, что столь редко видимые товары с доставкой на дом вводили мужичков, а особенно их жен и дочерей в соблазн, заставляя тряхнуть мошной. Офени очень хорошо знали психологию своих покупателей и чутко следовали за изменениями спроса. Все это вместе взятое и привело к расцвету офенской торговли, а равным образом предопределило ее упадок после устройства разветвленной сети железных дорог в России.

Большие люди

Офени4Из офеней вышло немало купеческих родов, причем такие известные ковровские купцы, как Дунаевы (из прихода села Алексино) и Юсовы (из прихода села Хотимль). Купец 2-й гильдии Иван Герасимович Дунаев вплоть до своей безвременной кончины от холеры в 1848 году несколько сроков подряд избирался ковровским городским головой. А в его двухэтажном деревянном особняке на бывшей Дворянской улице сегодня размещается ковровская детская школа искусств имени Иорданского.

Многие из бывших ковровских офеней, разбогатев на мелочной торговле, записывались в купечество тех городов, где промышляли в качестве коробейников: от Сибири, Средней Азии и Алтая до западных губерний. Но при этом они не забывали своей исторической родины и, как правило, если не ежегодно, то хотя бы раз в несколько лет приезжали в родные места, как правило, на престольный праздник, посетить могилы родных и повидаться с земляками. Обычно они щедро жертвовали на храмы, строили школы и часовни.

К концу XIX века после развития фабричной промышленности и массового строительства железных дорог офенская торговля почти полностью угасла, как, к примеру, навсегда пропали с нашего горизонта хорошо знакомые по «лихим 90-м» их потомки «челноки». И лишь на старых картинах и в не менее давней песне осталась память о тех, у кого всегда была «полным-полна коробушка».

В тему:

Что это значит

весы ‑ брыси

врать ‑ бурить

деньги ‑ сары

крестьянский мужик ‑ лох

тюрьма ‑ качуха

хозяйка ‑ поханка

рубль ‑ хруст

драка ‑ дермоха

жизнь – куровиха

изба ‑ ряха

огурцы ‑ висляки

спать ‑ кимать

телега ‑ громотуха

Суздальское наречие

Одно время офенский язык называли «суздальским». В 1784 году Екатерина II собирала «словарь всех известных языков». Об офенском языке в этом словаре сказано так: «Что касается до cуздальского наречия, то оное есть смешанное частию из произвольных слов, частию из греческих в российские обращенные, еврейскими словами искаженными. Торги, кои от Суздаля производятся даже до Греции, могут изменению сему быть причинаю».

На иллюстрациях: офеня-коробейник. Картина Николая Андреевича Кошелева. Вторая половина XIX века

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение