Зачем нужен медицинский полис?

Согласно исследованиям Лиги защитников пациентов, отечественная медицина зачастую не является бесплатной.

248 0
1полис

Ситуация в отрасли ухудшилась за последние пять лет, а ожидание приема у специалиста в поликлинике порой затягивается на недели.

Как записаться к тому, кого нет 

Ковров. Маленькая квартирка с видом на стройку нового многоэтажного «элитного» дома. Иван Васильевич после операции с трудом передвигается по квартире. Самая насущная проблема для него сейчас – найти хирурга. После выписки домой в предписании сказано: осмотр хирурга через 1 месяц.

– А где его найти, если в городе вообще нет бесплатных хирургов? Терапевт мне сказала – идите к платному. У нас с узкими специалистами просто беда! Так платные врачи денег стоят – от 800 рублей и выше, в зависимости от медицинского центра. Ладно. Я найду денег, такси вызову – съезжу к врачу. А вот у меня правнучку в садик собираются отдавать, так ей тоже нужно много врачей проходить. Большинство платно. К бесплатным или не попадешь, или их вообще нет. Так откуда деньги-то брать на все? Мы же не воруем.

Подобная картина знакома многим. И не только в районах области. Особенно тяжело болеть летом. В августе многие специалисты уходят в отпуск, и попасть на прием можно только к «платному» врачу.

В микрорайоне Загородный парк, около детской поликлиники с 6 утра многолюдно. Люди занимают очередь на прием. И это тогда, когда работают два врача. Несложно представить что творилось, когда один доктор ушел в отпуск.

– Только два часа приема с 9.00 до 11.00. Люди взвинчены до предела. Все с грудными детьми, – рассказывает Илья Протопопов, папа месячной Сашеньки. – Чтобы не стоять в духоте, мы попеременно с женой дежурили один около кабинета, второй с ребенком на улице. В 11.00 вышла сестра и сказала, что прием закончен. Все. Идите, куда хотите. И никого не интересует, что у нас, например, должен быть плановый прием в месяц, что кто-то отпрашивался с работы, кому-то нужна консультация. Нас просто вынуждают прибегать к платным услугам.

Областные власти часто рапортуют о том, что уровень оказания медицинских услуг в регионе меняется лучшую сторону день ото дня. Несмотря на заверения, в области сохраняется дефицит медицинских кадров.  После сокращения медицинского персонала в столице в 2014-2015 годах чиновники были уверены, что уволенные врачи обратят свое внимание на соседнюю – Владимирскую область. Чуда не произошло. Условия труда и жизни не привлекли московских эскулапов в регион.

Проблемы в медицине настолько серьезны, что руководитель следственного управления направил в адрес губернатора информацию о проблемах организации медицинской помощи детям. Среди них названы: недостаток штатной численности и реально работающих специалистов, уровень обеспечения транспортом и специальным оборудованием, вопросы организации работы скорой помощи, особенно в сельской местности.

– Что толку, что в возрасте одного месяца каждому ребенку необходимо проводить УЗИ сердца, почек, других органов, если в больницах отсутствует необходимое оборудование и специалисты, – рассказывает Людмила Плечкина из Коврова, мама годовалой Вероники. – Хорошо. У нас есть средства. Мы пошли в самый «крутой» платный медицинский центр. И там нам сказали: « там, где должна быть почка, я его не вижу…». Представляете квалификацию этого платного специалиста?

Озвученные проблемы с педиатрией вовсе не показывают, что у взрослых с оказанием медицинской помощи все хорошо.  На память приходят слова садистского стишка: «…Дедушка старый. Ему все равно…».

– Прихожу я в поликлинику. Жалуюсь терапевту – голова часто кружится, иногда с лестницы трудно спуститься, – вспоминает Мария Петровна Якутина. – А она смотрит в карточку: «сколько вам лет – шестьдесят два? Так вы и не спускайтесь. В этом возрасте нужно дома сидеть, а не по улицам бегать…». Подобная гендерная дискриминация распространена повсеместно. Причина плохого самочувствия – «возраст» начали ставить уже с сорокалетнего возраста. А кто же должен работать?

Не лечить, а оказать услугу

– Вы думаете, мы должны лечить людей? – задает вопрос главный врач одной из районных больниц области, скажем, Иван Иванов.- Нет. Чтобы получить оплату из Фонда ОМС мы должны оказать услугу. И только. Деньги перечисляются не по результатам и качеству лечения, а по количеству осмотренных больных, взятых анализов, количество дней, проведенных пациентов в стационаре. Ясное дело, осмотреть больного дешевле, чем его вылечить. По такому же принципу оплачивается и диспансеризация населения. Что там выявлено — неважно, главное — осмотр проведен, деньги получены, можно галочку ставить. Иной врач и на результаты анализов не посмотрит — просто в карту подошьет, для отчета перед страховщиками.

Отношение к медицинской помощи как к услуге превращает и без того очень непростую профессию врача в постоянную работу с калькулятором. Современный врач большую часть рабочего времени занимается не лечением больных, а оформлением различных документов. Эта проблема ставилась еще в советский период, но с течением времени только усугубилась, приобретя просто гротескные формы. Теперь же врач становится просто чиновником, основной задачей которого становится уход от любой отвественности, которая просто чрезмерна. И оставшихся лекарей быстро выучат, как грамотно уйти от оказания помощи — в сферу услуг. Не захотят учиться — вылетят с работы в лучшем случае, а то и сядут.

Жить в правильном месте

полисВсе мы россияне. И казалось бы, должны иметь равные права на получение медицинской помощи. Должны, но не имеем. Если вы живете в деревне Внуково Гороховецкого района, то ваши шансы получить современное обследование сердца бесплатно по полису ОМС крайне невелики, если только вас не направят в стационар во Владимир или в Москву. Даже если вы заслуженный работник культуры или сельского хозяйства, всю жизнь работающий на благо нашей Родины, безработный в Москве получит лучшую медицинскую помощь, чем самое заслуженное ваше окружение.

– Я не понимаю, почему такое неравноправие, – возмущается Татьяна Сергеевна Белова из Владимира. – Я не имею возможности бесплатно прооперироваться. Мне 42 года, всю жизнь работаю на заводе, заработала серьезные проблемы с позвоночником. И мне нужно 400 тысяч, чтобы получить оперативную помощь. А мой родственник в Москве безработный, сильно пьющий, не приносящий стране никакой пользы, не только был прооперирован в ведущей клинике страны, ему поставили в позвоночник современный имплант за 300 тысяч рублей, и он еще дважды прошел реабилитацию в санатории за государственный счет. Почему, объясните мне?

Кроме того ряд пациентов с тяжелыми заболеваниями, а так же дети до з-х лет и беременные женщины после получения родового сертификата имеют право на бесплатные лекарственные средства. Но обеспечивается это право за счет местных бюджетов. Излишне говорить, что чем беднее, дотационнее регион, тем более декларативным выглядит это право.

И как это не цинично звучит, единый для всех полис ОМС обостряет противоречия между теми, кто следит за своим здоровьем и кто этого не делает.

– Сейчас в нашей больнице наблюдается большое количество пациентов с тяжелой почечной недостаточностью, освободившихся из мест лишения свободы, – рассказывает главный врач одного из стационаров области. – Они злоупотребляют спиртным, курят, ведут антиобщественный образ жизни и очень хотят… жить. Мы обязаны их лечить. Часто процесс лечения связан с процедурой гемодиализ. Она одна стоит 20 тысяч рублей. Минимальный курс лечения – 15 процедур. Представляете сколько на этого человека тратиться денег? А платят за него, те, кто работает и следит за собой.

Что день грядущий нам готовит

Вопрос о том, что система ОМС несовершенна стоит давно. Но это среди рядовых потребителей и врачей.

В апреле на круглом столе в Госдуме представитель Национального агентства финансовых исследований (НИФИ) Павел Самиев, сообщил, что 73,9% рынка ОМС в России в настоящее время контролируют десять крупнейших страховых медицинских компаний. По данным агентства, за 2010—2014 гг. смертность в РФ снизилась на 7,7% (с 14,2 до 13,1 на 1000 человек) при сохранившемся уровне заболеваемости и, несмотря на то, что за последние годы в рамках оптимизации здравоохранения было ликвидировано 700 больниц.

Было высказано мнение о дальнейшем пути ОМС. Путь к страховой модели чиновники видят через софинансирование медуслуг населением. В рамках страховой модели решено создать у населения финансовые стимулы для заботы о собственном здоровье, в том числе и через введение соплатежей за наиболее дорогие медицинские услуги. Насколько это возможно в период общего снижения доходов просчитано не было.  Зато идею поддержал вице-президент организации «Общество врачей России» Эрик Праздников, заявивший, что де-факто население и так уже участвует в платежах врачам.

– Введение официальных доплат позволяет существенно снизить уровень обращений за сложной медицинской помощью. Например, такой опыт есть в стоматологической сфере Финляндии: при отказе от государственной диспансеризации пациент должен впоследствии оплатить свое лечение, — сказал он.

Вывести вопросы ответственности за свое здоровье из декларативного в экономическое поле стоят давно. Во многих странах стоимость медицинского полиса напрямую связано с тем, какой образ жизни ведет человек, насколько занимается профилактикой. Но для этого и вся сложившаяся в стране система должна быть направлена на поддержание здоровья человека и реальное излечивание.

Стоит заметить, что система соцстрахования KELA в Финляндии включает полное лекарственное обеспечение, значительные ежемесячные выплаты инвалидам и людям с хроническими заболеваниями, а также оплату высокотехнологической медицинской помощи. Корректно сравнивать финскую систему с российской можно будет после того, как полностью заработает отпуск лекарственных средств по ОМС — такой законопроект проходит сейчас обсуждение в соответствующих ведомствах. Еще в 2013 г. эксперты Всемирного банка пришли к выводу, что российские граждане тратят на свое здоровье больше денег, чем европейцы, компенсируя таким образом недофинансирование здравоохранения со стороны государства. Это мнение подтверждают данные НИФИ этого года: притом что здравоохранение в России формально бесплатно, фактическая доля населения в общем объеме расходов на здравоохранение оценивается в 30—50%, что в полтора-два раза выше, чем доля соплатежей населения в Европе и примерно соответствует американским показателям. Возникает парадокс: чем беднее население, тем меньше у него денег на заботу о своем здоровье и в то же время тем больше денег на эту заботу надо тратить — ведь бедные, как недавно выяснилось, стареют быстрее.

Трудности выбора

Когда-то закрытые ведомственные поликлиники и больницы сейчас продают свои услуги всем желающим. Заплатить деньги можно и за высокотехнологичную медицинскую помощь. Если вы думаете, что качество такой помощи всегда на высоте, то глубоко ошибаетесь. Платные клиники грешат назначением безумно дорогих лекарств и совершенно не нужных анализов. И попробуй разобраться без подсказки, куда по какому поводу обращаться. Так что сделать правильный выбор довольно сложно. Вот тут-то на помощь приходит добровольное медицинское страхование.

До кризиса оно развивалось очень динамично. Правда, большую часть добровольно застрахованных составляли так называемые корпоративные клиенты. Работодатель платил деньги страховой компании за своих работников, и те лечились в хороших клиниках у знающих врачей без всяких очередей и прочих неприятных моментов. Обычно программа добровольного медицинского страхования предусматривает амбулаторно-поликлиническую помощь, вызов врача на дом, бывает, что и госпитализацию. Но в принципе не возбраняется купить полис добровольного медицинского страхования, не дожидаясь милостей от работодателя.

Если хотите остаться в той клинике, где вас уже когда-то вылечили, придется застраховаться в той компании, с которой работает данная клиника. Если не «зацикливаться» на клинике, выбирать нужно страховую компанию. Но, доверяя страховой компании, лучше предварительно все проверить самому. Клиника минимум должна обладать собственной лабораторией и выдавать результаты анализов в течение суток, а не месяцев. Рентген и физиотерапевтический кабинет обязательны, как, впрочем, и наличие самого широкого круга специалистов — от окулиста до иммунолога и проктолога.

Говорить о конкретной стоимости полиса ДМС заранее никто не возьмется: она напрямую зависит от состояния вашего здоровья. Если вы не столетний старец и обычные недуги ограничиваются сезонными насморками да кашлем, придираться не будут.

Увы, полис ДМС не поможет при лечении неизлечимых или трудноизлечимых болезней. Любая онкология, ВИЧ-инфекция, туберкулез, эпилепсия, лучевая болезнь, сахарный диабет в тяжелой форме и любые проблемы, вытекающие из отношения полов, останутся только вашими проблемами. Венерические заболевания, аборты, импотенция, наркомания и алкоголизм, психические заболевания в программу добровольного медицинского страхования тоже не входят. Также в договор никогда не включат пластические операции и зубные протезы. Не подлежат страхованию и услуги нетрадиционной медицины.

Без вариантов

И все-таки полис обязательного медицинского страхования пока не будет лишним. Этот документ подтверждает, что вы застрахованы и утвержденный государством минимум бесплатной медицинской помощи вам гарантирован при любом раскладе.

Полис действителен на всей территории России. Отказать в медицинской помощи из-за того, что документ получен на территории другого субъекта РФ, вам не могут. Если в государственном медицинском учреждении предложат заплатить за обследование или лечение, прежде чем платить деньги, позвоните в свою страховую организацию и поинтересуйтесь, почему эта услуга не входит в число бесплатных. Если же деньги заплачены, сохраните чеки или другие документы, подтверждающие оплату. И идите в свою страховую компанию. Авось, ее сотрудники помогут вернуть потраченное.

И главное – заботьтесь  о здоровье. Оно у вас одно.

Справка

Закон «Об обязательном страховании граждан в РФ» принят в 1991 году. Цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Откуда берутся накопления? За работающих платит работодатель, за неработающих — детей, пенсионеров, инвалидов, безработных — государство, то есть местные власти. Деньги поступают в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, после чего распределяются между страховыми компаниями по «подушевому нормативу». То есть собранная сумма делится на число застрахованных на конкретной территории и умножается на количество застрахованных данной компанией. Из этих средств страховая компания и расплачивается с поликлиниками, больницами и прочими лечебными учреждениями за оказанные ими услуги. Кроме того, страховые компании должны контролировать качество этих самых услуг.

Цифры

На каждые 10000 населения приходится:
В РФ – 2,6 врача и 6,3 среднего медперсонала;
В Германии – 35 врачей и 80 медсестер;
В Канаде – 19 врачей и 100 медсестер.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение