Живут, как кружево плетут

В Радужном постоянно занимаются плетением кружев на коклюшках 60 человек. За все годы работы в студии «Кружевница» прошли обучение 300 любителей народного творчества, что для небольшого города весьма...

В Радужном постоянно занимаются плетением кружев на коклюшках 60 человек. За все годы работы в студии «Кружевница» прошли обучение 300 любителей народного творчества, что для небольшого города весьма значительная цифра. С 2005 года здесь проводится Всероссийский фестиваль «Кружевная тропинка». Недавно прошел третий по счету смотр кружевниц.

«Наши» победили

Студия «Кружевница» существует при детской школе искусств 14 лет. В ней две группы: детская и взрослая. Старшие студийцы собираются на трехчасовые кружевные посиделки в Центре досуга молодежи. «Кружевница» ведет активный образ жизни: участвует в зарубежных фестивалях и сама организует праздники кружевоплетения.

– Фестиваль «Кружевная тропинка-2011», который проходил в Радужном в начале февраля, по счету уже третий, – рассказывает руководитель студии Елена Горбунова. – Мы его проводим раз в два года. И обязательно в рамках фестиваля устраиваем детский конкурс «Коклюшечка», потому что их в России немного. Кроме нашего, есть еще «Серебряная коклюшка» в Вологде.

В отличие от «Серебряной коклюшки», где упор сделан на скорость плетения и качество выполнения изделия, поскольку победительницы должны влиться в ряды работниц вологодской фабрики народных промыслов «Снежинка», на детском конкурсе «Коклюшечка» главным является проявление творческой фантазии.

– Молодое поколение не жаждет работать по чужим рисункам, – поясняет Елена Горбунова. – Поэтому мы старались наш конкурс сделать максимально творческим.
Номинаций в детском конкурсе, на который отводится три часа, четыре: навивка коклюшек, плетение по заданному рисунку, выполнение сколка, теория. Одной из ключевых номинаций конкурса и коньком студии «Кружевница» Елена Горбунова считает сколок – тот этап работы, которым, как правило, не владеет ни одна кружевница-ремесленница.

– У нас, кроме кружевоплетения, дети занимаются живописью и рисунком, – подчеркивает она. – Мы хотим, чтобы они не только умели плести по готовому рисунку, но и могли разработать оригинальное изделие. Цвет, линия, сюжет должны соответствовать запросам дня.

Но в этот раз, увы, победа в номинации сколок досталась представительнице г. Краснотурьинска (Свердловская область) Виктории Сналиной, зато в остальных трех номинациях – навивка, теория, плетение – победили «наши»: Маша Дубинкина (г. Радужный), Елена Ильина (г. Радужный), Маша Груздкова (г. Меленки). Успех к ним пришел после шести лет упорного труда.

Признак интеллекта

В плетении на коклюшках используются несколько техник -парно-сцепная и многопарная. Традиционные российские центры кружевоплетения, сложившиеся к началу XVIII века в Вологде, Ельце, Вятке, Киришах, обогатили кружевоплетение стилевыми особенностями применяемых мотивов и рисунков.

Сейчас кружево, выполненное на коклюшках, не очень востребовано мировой модой. Но российские кутюрье, наиболее ярким представителем которых являются Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, по-прежнему используют его при моделировании женской одежды, считая национальным брендом.

А было время, когда присутствие дорогого кружева в костюме символизировало общественный и экономический статус обладателя. Кружевами «саженными и ниженными жемчугом» украшали парадную царскую, боярскую и церковную одежду, предметы светского, церковного обихода. Великолепные образцы этих кружев до сих пор хранятся в музеях. Воспитанницы Елены Горбуновой часами готовы рассматривать кружевные изделия на старинных портретах вельмож петровской эпохи, представленных в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Вторая волна интереса к кружеву возникла в начале XIX века, когда русская интеллигенция стала исповедовать народный стиль в одежде. Вновь возродился спрос на прошвы, накидки, кружевные воротники и манишки. Именно тогда получил развитие михайловский стиль кружевоплетения, для которого характерно использование ярких цветных нитей и геометрический рисунок с несложным узором «мыски», «бубенцы», «балалайка», «городки».

– Звездный час вологодского кружева пришелся на послевоенное время, когда женщинам захотелось забыть невзгоды и тяготы военного времени, – говорит Елена Горбунова. – Это был своеобразный витамин радости.

Вот и получается, что сегодня использование кружева в одежде прежде всего говорит о наличии недюжинного интеллекта у хозяйки наряда. Удачно вписать виртуозно выполненное изделие, обладающее ярким и самостоятельным характером, в современный костюм удается далеко не каждой моднице. Не случайно на зарубежных фестивалях кружевоплетения принято устраивать дефиле мастериц в изготовленных ими нарядах.

Совсем не случайно и то, что студийцы из города Радужный ежегодно пополняют ряды студентов отделения художественного кружевоплетения санкт-петербургской Высшей школы народных искусств. Две девушки уже закончили это учебное заведение по специальности «Художник по кружеву» и устроились работать в московские ателье по пошиву свадебной одежды, две еще учатся, а одна собирается в этом году туда поступать.

Зарубежные вояжи

Елена Горбунова уже восемь лет состоит членом Немецкого кружевного союза. На втором Международном конкурсе по кружевоплетению, который проходил в 2008 году в Эстонии, руководитель студии «Кружевница» получила высшую награду конкурса – золотой орден. Весной 2009 года студия представила свои работы во Франции, где они были оценены дипломом 2-й степени. За вклад в развитие кружевоплетения Елене Горбуновой присвоено звание «Мастер народно-прикладного творчества».

– Наша студия хорошо известна в Европе, поэтому нас постоянно приглашают на зарубежные фестивали, – делится она планами на первое полугодие. – В 2011 году мы примем участие в Немецком кружевном конгрессе, потом поедем в Венгрию, Хорватию, Эстонию, Испанию и Португалию. Мы всегда поражаем воображение иностранцев своими работами.

В этом году учреждено Российское отделение Международной организации коклюшечного и игольного кружева (OIDFA), членами которой являются более 30 стран. Отечественные кружевницы выбрали Елену Горбунову официальным представителем Российского отделения в этой организации. Поэтому в начале июля ей предстоит выехать во Францию на административный совет.

Какие вопросы предстоит решать кружевницам всего мира? Конечно, эффективное возрождение и сохранение народных ремесел, и прежде всего среди любителей.

Кстати

В студии «Кружевница» приветствуется плетение цветными шелковыми нитями по оригинальным рисункам с использованием бисера. Изделия из таких материалов можно стирать и гладить. Они не дают усадку и не теряют цвет. Художницы-кружевницы способны принять любой заказ, разработать модель и выполнить ее. Среди изделий девушек — палантины, жилеты, туники, пелерины, воротники, кружевные прошвы и кокетки к платьям, скатерти, салфетки, узорчатые картины, сумки и даже игрушки. Изделия из кружев недешевы. Например, стоимость зонтика для невесты в зависимости от сложности узора может доходить до 15 тыс. рублей.

Ольга Романова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике