Каждый из нас во время скучных совещаний или разговоров по телефону чертит каракули на полях блокнота. То, что выходит из-под пера, оказывается, имеет некий смысл и может быть истолковано специалистами.
Психологи используют эти рисунки для диагностических целей. Есть даже термин «проективное рисование». Прием этот чаще применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста и взрослее. Начинающий семейный консультант Ирма Нюшкова рассказала «Призыву» об интерпретации наших рисунков на полях.
Как оказалось, одни специалисты считают, что рационально истолковать плоды спонтанной изобразительной деятельности невозможно. Другие выстроили и обосновали целую теорию спонтанного творчества, назвав этот психологический феномен «проективным рисунком». Диагностические проективные методы и методики строятся на хорошо продуманных тестах, связанных с рисованием на заданную тему.
- В любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме, -поясняет Ирма Нюш-кова. — Через изображение автор передает свои индивидуально-психологические свойства, мироощущение, характер, самооценку.
Так, эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются в формальных особенностях рисунка. О них можно судить по силе нажима на карандаш, своеобразию линий, размеру рисунков, их размещению на листе, степени тщательности и детализированности изображений, наличию штриховки и т.п.
- Размещение рисунка на листе говорит о самооценке, — продолжает
Ирма Нюшкова. — Если изображение внизу, она у человека занижена, если вверху — завышена или неустойчива. Усиленный нажим, толщина линии являются признаком эмоциональной напряженности, сигнализируют о высокой конфликтности, агрессивности. В некоторых случаях так проявляется острая стрессовая реакция.
Четко прорисованный контур, а также избыток однообразных деталей могут говорить о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои проблемы и переживания. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.
В противоположность толстым линиям рисунка тонкие позволяют сделать вывод о снижении психомоторного тонуса. Человек как бы экономит силы, пытается сохранить оставшиеся ресурсы психической энергии. Иногда это может быть признаком импульсивности. На таких рисунках отсутствуют детали, а их контуры не замкнуты.
Есть и промежуточный вариант линии, когда нажим на ручку то осла- бляется, то усиливается. Это считается признаком повышенной эмоциональной неустойчивости, частой смены настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.
Штриховую линию человек использует, боясь попасть не туда, куда нужно. Так выражается его страх и повышенная тревожность. Аккуратная штриховка говорит и о высокой степени пунктуальности, приводящей к перфекционизму, то есть стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Против ожидания это качество снижает достижения, поскольку неоправданно много времени уходит на мелочи и на главное вре- мени просто не остается. Множественность штрихов также говорит о высокой тревоге. Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление «держать себя в руках».- Размер рисунка тоже о многом говорит, — разбирает наши почеркушки Ирма Нюшкова. — Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение -для состояния депрессии. Много значит и само изображение. Например, признаками агрессии являются изображения холодного оружия, стрел, пик. Признаком одиночества — картинки, изображающие солнышко, диковинные растения и цветы. Повторяемость элементов символизирует скуку.
Для оценки устойчивых личностных особенностей большое значение имеет способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица, которые могут быть увеличенными или совсем отсутствовать. Например, интроверт может «забыть» нарисовать своему персонажу рот, человек с заниженной самооценкой, переживающий из-за чужого мнения о нем, подчеркнет уши, лишенный социальной опоры в жизни для эмоциональной устойчивости усилит ступни своей модели.
О характере поведения автора можно судить по выбранному сюжету. Например, изображение клоуна, шута и других подобных персонажей часто встречается у людей с негативным самовыражением, которые для привлечения внимания используют нарушение правил. Использование экзотических мотивов становится навязчивым для людей, не приспособленных к жизни, живущих в мире своих фантазий.
- Рисунки людей могут быть использованы для первоначальной диагностики их психологического состояния, — подытоживает Ирма Нюшкова. — На 70% человеческая индивидуальность проявляется в бессознательном. Но коррекция поведения может быть проведена только при неоднократных личных встречах с психологом, который подберет эффективный способ разрешения внутренней проблемы.
Ольга РОМАНОВА