Поющие барабаны в Зале классической музыки

В конце прошлой недели во Владимире произошло уникальное событие: в Зале классической музыки впервые прозвучала сюита из концерта для оркестра и ударных Renitor авторства Сергея Корнилова, в прошлом...

В конце прошлой недели во Владимире произошло уникальное событие: в Зале классической музыки впервые прозвучала сюита из концерта для оркестра и ударных Renitor авторства Сергея Корнилова, в прошлом лидера культовой арт-роковой группы "Горизонт", а ныне востребованного в мире театра и документального кино композитора.

Сыграть произведение вместе с Артемом Маркиным и его симфоническим оркестром приехал экс-барабанщик "Горизонта", а сегодня просто разносторонний музыкант (а еще автор журнала "Vip-интервью", продюсер и меценат) Анатолий Павленко.
В беседе, состоявшейся накануне концерта, участвовали и Анатолий Павленко, и сам автор Renitor Сергей Корнилов, тоже приехавший во Владимир, и Артем Маркин, во многом ответственный за то, что музыканты такого калибра решились на дебютное воплощение своего амбициозного проекта именно в нашем городе. Разговор получился по-джазовому свободный и раскрепощенный.
– Начнем издалека: как вы попали в группу "Горизонт"?
Анатолий: Сначала я был приглашен в группу "Движение", предтечу "Горизонта"…
Сергей: Это было двойное приглашение: сначала в 80-м, а потом и в 85-м. Оба альбома "Горизонта" – "Летний город" и "Портрет мальчика" – записаны с участием Толи.
– Как бы вы оба охарактеризовали эти работы по прошествии времени?
Сергей: У меня очень простая характеристика – там заявлены потенциально интересные идеи, не более. Уже тогда нам хотелось гораздо большего совершенства и в исполнении партий, и в их звукорежиссерском воплощении. Хотя, пожалуй, главное, что мы хотели донести до слушателя, мы донесли.
Анатолий: Для меня это был очень серьезный период в жизни в плане становления как музыканта, потому что, когда я познакомился с Сережей, то стал слушать и играть совершенно другую музыку. Я никогда не занимался ни по каким школам, а учился играть у Сергея Корнилова, по его нотам. Ну, наверное, на тот момент это было сделано неплохо. А вот сам материал – грандиозный.
– Сергей, ты как-то обмолвился, что для рок-музыки больше академический человек, а для академической – рокер.
– Так и есть.
– А как ты, Анатолий, себя позиционируешь?
– Как музыканта. Я счастлив тем, что посредством этого инструмента занимаюсь именно музыкой, а не барабанной техникой. Сейчас очень много барабанщиков, которым по 16-18 лет, которые играют супербыстро, суперинтересно, супер не знаю еще как, но за этим, к сожалению, ничего не стоит. И так не только в моей сфере, но и, к примеру, в скрипичной школе. Выросла виртуозность, но мне это неинтересно. Мне интереснее заниматься проектами. Как только появляется новая идея, прихожу с ней к Сереже. Он обычно говорит: "Нет, я никогда этого не делал", и у нас начинаются споры на эту тему. Потом появляется демоверсия…
– Так же появился Renitor?
Анатолий: Именно. Полтора года я ходил за Сережей по поводу концерта для симфонического оркестра и ударных, и в результате вышло все очень здорово. И сейчас мы пытаемся воплотить наши задумки на сцене.
– Renitor – что это такое?
Сергей: Это латынь. В буквальном переводе – противостоять. Применительно к произведению – давлению так называемых ценностей современного мира, типа вино-колбаса-машина-дача. Если проще – противостоять собственной лени.
Артем Маркин: Это же концерт, где будет солировать ударная установка. А что такое концерт? Это соревнование: скрипач или пианист играет с оркестром. В каком-то смысле – один против всех, так что можно раскрыть суть произведения и с этой точки зрения. Почему они не вкладывают в название такой смысл, мне совершенно непонятно.
– Анатолий, расскажите про вашу барабанную "кухню".
– На премьеру я привез почти все, что мне нужно для того, чтобы исполнить сюиту из Renitor. Ударная установка электронная – даже внутри обычных барабанов стоят датчики. Если бы исполнялся весь Renitor – было бы еще девять, в том числе и шесть "живых" – акустических – барабанов. Но в этом зале их очень трудно подзвучить, даже хай-хет придется заменить на электронный. Вообще, в такой программе невозможно на акустической установке играть одними и теми же звуками. Это было бы попросту не интересно – ни мне, ни слушателям. Благодаря сэмплеру, куда забито множество звуков, электронным "блинам" и датчикам в обычных барабанах, в течение одной пьесы я могу переключать инструменты – нажал одну кнопку, и ударная установка звучит по-другому, поет человеческим голосом, шелестит листвой и так далее. Это мир новых красок и широких возможностей, а мне это очень нравится.
– А эффектная роспись под хохлому на барабанах?
Анатолий: Тут никаких фокусов, просто долгое время не знал, как бы лучше отреставрировать изношенные барабаны, советом помог ребенок – распиши их под хохлому, и все тут. У меня четыре таких чуда. Пятое чудо ждет своего часа, хотя многие мне говорят: "Не трогай, пусть хоть одна ударная установка нормальной останется" (смеется).
– Почему местом для первого в истории Renitor сценического воплощения был выбран именно Владимир?
Анатолий: С Артемом нас познакомила известная пианистка Катя Мечетина. Сначала он очень долго не мог понять, почему мои барабаны поют, думал, что это ди-джей играет. Я попытался объяснить на словах – не получилось. Но когда Артем приехал ко мне домой, и я, сев за барабаны, показал ему, как я играю такую музыку, все вопросы были сняты.
Артем: Познакомившись с Толей и его необычной ударной установкой, я был ошарашен возможностью извлекать из барабанов звуки, которых у нас, классических музыкантов, использующих классический же инструментарий, нет и никогда не будет. И мы решили сыграть хотя бы одну сюиту в качестве эксперимента. Концерт для оркестра и ударных – произведение уникальное, аналогов я не знаю.
Анатолий: Самое главное, что Артему это интересно – работать с таким материалом. Хотим к декабрю сделать Renitor полностью и представить его владимирской публике. Мне нравится Владимир, нравятся владимирцы. В столице, сидя по два часа в пробках, чувствуешь, как жизнь куда-то уходит, московский хоровод крутится сам по себе, и ты не в силах его остановить и зачастую просто не понимаешь, а ты-то здесь при чем. А у вас – просто как с мельницы спрыгнул, спокойно, хорошо и привольно. И оркестр тут у вас хороший…

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике