Сунгирь ушел бы с молотка

Да охотников нет!

Обстановка на особо охраняемой территории – историко-археологическом памятнике Сунгирь тревожит и экологов, и общественность. Здесь чего только нет – и промышленные выбросы, и строительный мусор, и бытовой. Есть даже фермерские "подарки" в виде туш животных. Свалка постоянно горит.

Так кто и как охраняет Сунгирь? Это попытался выяснить наш корреспондент.

Территория памятника передана в бессрочное пользование муниципальному предприятию "УРИЯ" (управление по реконструкции исторического ядра г.Владимира). Неоднократно его руководители привлекались к административной ответственности государственным экологическим контролем. Однако мер по усилению охраны территории памятника не принято.

Причина – у мэрии нет средств. Положение могла бы спасти передача Сунгиря в ведение Госцентра по учету и реставрации памятников истории и архитектуры. Но и там нет средств.

Последняя надежда мэрии – найти инвестора для строительства музейного и гостиничного комплексов на территории Сунгиря. Проект его давно готов. Но…

Владимир Немков, заместитель главы администрации города и начальник управления архитектуры и строительства, знает, почему не хотят идти на Сунгирь предприниматели:

– Это недостаточно выгодный проект для инвесторов. Больших прибылей с него не получишь. А сроки окупаемости и вложения довольно значительные.

Если до весны инвесторов не найдут, очистить Сунгирь от мусора обещают силами муниципального предприятия "Дорожник". Но что будет с ним дальше?

Член Союза писателей России, автор известной повести "Сунгирская лошадка" Любовь Фоминцева, побывавшая недавно на стоянке Сунгирь с членами Географического общества Великобритании доктором наук Тони Ф. и его секретарем Чен, рассказывает:

– Заехали на Сунгирь… Не приведи Господи! Наше владимирское палеолитическое богатство – в полном запустении: кучи мусора на руинах павильона, специально построенного для находок на Сунгире, черные вороны ищут себе добычу на свалке…

– И это охраняет "ЮНЕСКО"? – Чен выпрыгнула из машины и стала хохотать. Потом защелкала фотоаппаратом.

Расстались, правда, друзьями. Гости хорошо понимали, что России сегодня не до охраны памятников культуры.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

Фото Александра САБОВА.

г.Владимир.

из досье "призыва"

Чем богаты, тем не рады

Сунгирь – один из известнейших верхнепалеолитических памятников расположен на окраине Владимира, в долине Клязьмы. Исследован Отто Бадером.

Здесь обнаружены уникальные погребения, которые отличаются обилием, разнообразием и яркостью погребального инвентаря – орудий труда, охотничьего вооружения, украшений и амулетов, позволяющих реконструировать костюм погребённых, представления, связанные с календарём и счётом.

Среди оружия удивительны цельные копья из бивня мамонта длиной 2,4 и 1,7 м. Парное детское погребение принадлежит мальчику и девочке, положенных головами друг к другу и обильно посыпанных охрой (напомним, что этот факт лег в основу книги Л.Фоминцевой "Сунгирская лошадка").

Стоянка, скорее всего, долговременная, но мощный культурный слой сильно повреждён мерзлотными процессами. Хозяйственно-бытовые объекты, за исключением очажных ям, не сохранились. Кремнёвый инвентарь, так же как и костяной, весьма разнообразен. Специфическим типом являются треугольные, двусторонне обработанные наконечники с вогнутым основанием, позволяющие относить стоянку к поздней стадии стрелецкой культуры (Костенковско-Боршевский район). Памятник датируется началом верхнего палеолита.

Это древнейшая северная стоянка человека. Открыта в 1955 году.

Нет прав – не ждите обязательств

Поиски законодательной базы, на которой сегодня стоит Сунгирь, оказались не менее трудоемкими, чем поиск древнейшей стоянки человека.

Из почти 8 тысяч областных правовых актов о стоянке Сунгирь обмолвился лишь один. Он рекомендует "принять меры к охране", не уточняя какие. Больше внимания отдано другому "Сунгирю": с полсотни постановлений принято по одноименному муниципальному кафе.

В списке памятников федерального значения Сунгирь не числится. Значит, соответствующий комплекс охранных мер в отношении стоянки не действует.

Неурегулированное правовое положение нашей исторической достопримечательности ставит под сомнение саму возможность привлечь к ней инвесторов. И почти исключает появление здесь спонсоров-иностранцев: по заграничным инвестициям существуют очень серьезные ограничения.

Максим НИКОЛАЕВ.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике