Владимир превращается в пустыню?

Который год во Владимире спорят: хватает ли городу зеленых насаждений или нет. Хитрости подсчета таковы, что можно утверждать и то, и другое.

1254 2

Разные подходы

В СНиПах по градостроительству, принятых еще в советское время и до сих пор действующих, есть четкие стандарты объемов зеленых насаждений общего пользования на каждого жителя. Для города, подобного Владимиру, они составляет 16 кв. метров на человека. Архитекторы утверждают, что сейчас на каждого владимирца, по разным подсчетам, приходится от 3 до 4 кв. метров «зелени».

– Это не так, – парирует Сергей Сухопаров, начальник отдела по охране окружающей среды администрации города Владимира. -Если суммировать площадь парков, садов и бульваров, лесопарка «Дружба» и озеленение дорожной сети, то на каждого владимирца приходится 14 кв. метров зеленых насаждений на человека. А если посчитать земли лесного фонда включенных территорий, то у нас вообще больше 300 кв. метров на жителя.

Однако в расчет по СНиПам можно включать только земли общего пользования, то есть скверы и парки, которых у нас 123 гектара на 352 тысячи человек. И земли лесного фонда к делу не пришьешь. Кроме того, время доступности городских парков должно быть не более 20 минут пешком. А, допустим, до Заклязьменского или Юрьевца час топать, не меньше.

Зеленые обязательства

Обычного человека, живущего, положим, в густозаселенном районе, где домов – много, асфальта – много, машин – полным-полно и три чахлых тополя на десять высоток, трудно убедить в том, что ему повезло в плане экологии. Его трудно пронять аргументом, что где-то там, за городом, растут сосны и березы, поют соловьи и вообще легко дышится. Дышать он хочет здесь, у себя, выйдя на балкон. И поэтому очевидно, что зеленая зона должна быть рядом с каждым домом, место под нее нужно резервировать еще на стадии планирования застройки – как отдельных домов, так и целых микрорайонов. Ну, как отводятся площади под парковки, детские площадки и социальную инфраструктуру.

А что во Владимире? Возводится целый микрорайон – юго-западный. Асфальт, бетон, высотка, асфальт, бетон, высотка… Каменные джунгли. Вяткино с многоэтажной застройкой – такая же ситуация в миниатюре. Сейчас строятся микрорайоны Семязино и Веризино – зеленая, казалось бы, зона, но дома растут, как грибы, а вот в плане экологии ничего не колосится.

Понятно, что строители хотят получить коммерческую выгоду с каждого метра участка, выкупленного под застройку. Но городские власти должны учитывать не только интересы строителей, но и тех людей, которые будут жить в этом месте долгие годы. Поэтому надо вводить местные нормативы по озеленению новых территорий, по созданию скверов и иных рекреационных зон. И, кстати, подключать к этому делу, помимо строителей, ТСЖ и управляющие компании, чтобы потом посаженные кусты и деревца не были вытеснены автостоянками, потому что те, по мнению собственников, нужнее (об этом – ниже).

Лечение топором

В начале 1990-х архитекторы предполагали, что численность населения Владимира вырастет до 500 тысяч человек. И планировали большое освоение территорий для жилищного строительства. И о зеленых зонах помнили. Но теперь то, что отводилось под скверы и парки, застраивается жилыми домами.

img_7205Мало того, беспокоит сокращение уже имеющихся рекреационных участков. Строительство «Звездного дома» и «Поляриса» в Центральном парке превратило его, по сути, в сквер. Частично застроен сквер за ДК молодежи. Парк «До-бросельский» потерял часть территории после реконструкции кинотеатра «Русь» и размещения рядом развлекательных объектов. Жилыми домами застраивается сквер около ДК «Точмаш» (Арт-Дворец). Список можно продолжать.

Пока остается свободной территория напротив «Белого дома», но нет надежды, что надолго. Под разговоры о том, как опасны «тенистые» места, где собираются алкоголики и страшно ходить вечером, уже вырублено огромное количество насаждений на лакомых для коммерции кусках городских земель. Это напоминает грустную шутку: зачем лечить головную боль, если можно избавить от нее навсегда – гильотиной.

– Зеленые зоны нельзя будет восстановить, – говорит Николай Волков, главный архитектор института ГУП ГПИ «Владимиргражданпроект», член Союза архитекторов России. – Если мы их потеряем, то это навсегда.

Штрафуйте больше!

По мнению Сергея Сухопарова, надо заниматься не сохранением того, что уже нельзя спасти, а высадкой деревьев и благоустройством придомовых территорий. На вопрос, почему строителей не обязуют высаживать деревья и устраивать скверы, чиновник ответил, что такое обременение есть, но оно не работает из-за несознательных граждан.

– Нужно ограничивать права собственников жилья на придомовые территории, – считает начальник отдела по охране окружающей среды администрации города Владимира. – Именно они вырубают деревья, посаженные строителями, они срубают растительность ради строительства стоянок для частных автомобилей. И это проблема всей России.

Это проблема, но легче всего кивать на «несознательность граждан». Сознательность очень быстро приходит, когда конкретных виновников очень существенно наказывают рублем. Неотвратимость наказания и весомые штрафы очень быстро прочищают мозги и укрепляют правосознание.

И позвольте не поверить, что полиция или природоохранная прокуратура или мэрия не получают сигналы о том, что во дворе того или иного дома рубят деревья. Далеко не все жильцы многоквартирных домов -автовладельцы, много тех, кто грудью стоит за каждое дерево и сердцем переживает за каждый посаженный кустик. И при случае они звонят куда надо. А вот то, что там, «где надо», слабо реагируют на сигнал, и усугубляет проблему.

Надежда Милованова, 35 лет, мама пятилетнего Егора и двухлетней Алины, живут в юго-западном районе:
«Новый район – почти всегда голая местность. К этому мы были готовы. Надо отдать должное управляющим компаниям, они ежегодно высаживают саженцы сосен и кленов, стараются озеленить территорию рядом с новыми домами. Но до того момента, когда из прутиков они превратятся в настоящие деревца, пройдет еще много времени. Понятно, что мы живем не в развитых странах, где практикуется высадка уже подросших деревьев, но погулять с детьми хочется, где растут деревья и трава, где поют птицы и можно подышать свежим воздухом».

Как нас хотели осчастливить

В генплане Владимира, принятом в 1993 году, архитекторы предусмотрели в городе «Зеленый диаметр» и «Зеленые коридоры».

  • Комфортные парковые зоны должны были протянуться от Клязьмы вдоль реки Лыбеди и лыбедских оврагов через Центральный городской парк до Содышки.
  • Зеленый коридор должен был протянуться также от холмов около стадиона «Торпедо», вдоль вала Золотых ворот, по Октябрьскому проспекту, захватывать перспективный парк вместе с Дворцом детского и юношеского творчества, выходить на студенческий парк (так называемый Козий), далее к «Факелу» и частным сектором идти к Содышке.
  • В Добром зеленая зона должна пройти вдоль реки Рпени, в юго-западном районе планировался бульвар до старых железнодорожных путей.
  • Зеленой должна была остаться улица Гороховая от Княгинина монастыря.
  • Площадь в районе реки Содышки должна была стать большим комфортабельным парком с набережной, водными развлечениями, пляжем и прочими прелестями.

 

 

 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Комментарии:

  1. Татьяна

    Хотя бы начали с подсадки новых деревьев там, где они есть. А то, например, на ул.В.Дуброва где густо, а где и пусто. И так на многих улицах. К 70-летию Победы могли бы заложить аллею. И потом, сажая новые деревья и кустарники, посмотрите вокруг – удобно ли им будет. Не завалят ли их снегом, не будут ли со временем затенять окна.

  2. СЛАВА БОГАТОВ

    да в обще я думаю что деревья не льзя рубить они дают на угли кислый газ и чистый воздух а щас они рубят и скоро мы все задахнёмся от запаха пинзина или дыма от машин я думаю что их не надо рубить вайбще патамушто они нам дають чютучку чистого воздуха

Обсуждение