Эхо войны на совхозном поле

Ковровчанин Алексей Стрижов, известный созданием частного музея боевой славы и проведением необычных военно-патриотических акций, при поддержке общественников организовал обследование территории у деревни Крячково и села Большие Всегодичи Ковровского...

565 1

Ковровчанин Алексей Стрижов, известный созданием частного музея боевой славы и проведением необычных военно-патриотических акций, при поддержке общественников организовал обследование территории у деревни Крячково и села Большие Всегодичи Ковровского района, на которой в годы Великой Отечественной войны находился военный аэродром авиации дальнего действия.

Известно, что там в 1941-1942 гг. дислоцировался 432-й авиаполк, а также другие авиачасти. С «аэродрома Ковров», как официально именовалась данная авиабаза, тяжелые бомбардировщики Пе-8 наносили удары по целям в глубоком тылу врага, включая немецкие города Кенигсберг и даже Берлин. Однако архивы по этому аэродрому до сих сравнительно малодоступны и частично засекречены, поэтому поисковая операция на месте бывшего фронтового аэродрома имела очень большой смысл.

Поисковики, среди которых был сам А.Стрижов, а также жители окрестных селений, в том числе директор школы села Большие Всегодичи Антон Судьин и заведующая сельской библиотекой Ирина Полозова, еще до установления снегового покрова сделали множество находок, счет которым идет на сотни. В послевоенное время бывший аэродром в течение более полувека использовался местным совхозом «Гигант», поэтому поля оказались многократно перепаханы. Поэтому многочисленные металлические артефакты там нынче находятся прямо на поверхности земли.

После того, как «урожай» был собран, гораздо больше времени потребовалось для того, чтобы понять, что именно нашли. Разумеется, более 70 лет спустя после Великой Отечественной, каких-то видимых фрагментов самолетов там нет. Но зато мелких деталей крылатых машин там великое множество. Существенно помогло то обстоятельство, что большая часть деталей самолетов имеет свою маркировку, по которой специалисты способны идентифицировать тип машины, а порой и конкретный бомбардировщик или истребитель.

Находки на аэродроме4Результаты исследований оказались впечатляющими. Удивительно, но на месте бывшего аэродрома военной поры удалось найти латунные и дюралюминиевые детали легендарных самолетов военной поры сразу 9 различных типов: бомбардировщиков Пе-8, Пе-2 и Ил-4, штурмовиков Ил-2, истребителей Як-3, Як-9, Миг-3, Ла-5 и учебно-боевого самолета У-2. К примеру, ценной находкой стала прекрасно сохранившаяся дюралюминиевая табличка с маркировкой от прицела ПАЛ-23У пушечной турели типа ТАТ под авиационную пушку ШВАК тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Пе-8. Не менее красноречивым пребыванием на «авиабазе Ковров» бомбардировщиков Ил-4 стала находка маркированного сливного болта двигателя воздушного охлаждения М-88Б.

Находки на аэродроме5Но, пожалуй, особенно интересным стали находки десятков гильз от 20-мм авиационных пушек ШВАК (ковровского производства, расшифровка — Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) и 12,7-мм пулеметов УБ (их производили в Ижевске и Туле, расшифровка — универсальный Березина), причем были найдены не только стреляные гильзы, но и целые, хотя и заржавленные снаряды и патроны. На каждой гильзе обязательно имеется маркировка в виде двух цифр с выступающим оттиском: вверху — номер патронного завода, а внизу — год изготовления.

На бывшем аэродроме в Ковровском районе обнаружены гильзы, выпущенные в конце 1930-х гг. и во все военные годы, причем не только в 1941 и 1942 гг., когда там базировался авиаполк дальнего действия, но и последующих лет, в том числе 1944 и 1945 годов! Это наглядно свидетельствует о том, что аэродром у Крячково и Больших Всегодичей эксплуатировался ВВС вплоть до конца войны, возможно, как запасная взлетно-посадочная площадка, а также в качестве ремонтной базы. Это подтверждают и многочисленные находки обрезков и кусков дюралюминия, в которых усматриваются отходы полевой авиаремонтной мастерской. Кстати, о ремонте самолетов вспоминали и старожилы — очевидцы из числа местных жителей.

Кроме того, известно о нескольких авариях самолетов на полевом аэродроме, и, скорее всего, немалая часть найденных обломков — напоминания об этих ЧП. Что же касается крупных фрагментов, то они пошли в переплавку или были использованы местными жителями. Например, в 2000 году в Крячково в одном из подворий нашли большой кусок дюралевого самолетного крыла, на котором хозяева… сушили сено!

— Мы продолжаем изучать находки, проводим их очистку и консервацию, — рассказал Алексей Стрижов. — В дальнейшем все найденное, за исключением опасных предметов, планируем передать в музей. К сожалению, ковровчане до сих пор мало знают об истории аэродрома поры Великой Отечественной рядом со своим городом. Ковров, прежде всего, ассоциируется с оружейниками, а вот с подвигами летчиков — нет. Между тем здесь жили и воевали 5 Героев Советского Союза, включая легендарного пилота Энделя Пусепа, получившего Золотую Звезду за полет в столицу США Вашингтон, куда, стартовав с совхозного поля под Ковровом, он доставил на переговоры с президентом Рузвельтом наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова.

Характерная деталь: в изданном Почтой России блоке почтовых марок, посвященных шести Городам воинской славы — Анапе, Владивостоку, Коврову, Колпино, Старому Осколу и Тихвину на пяти миниатюрах помимо прочего изображены летящие военные самолеты. Нет «своей» авиации только на марке, посвященной Коврову! И это не случайность, просто «третья оружейная столица России» никак не связывается в сознании людей с аэродромом, откуда бомбили Восточную Пруссию и даже само логово бесноватого фюрера. Наверное, эту несправедливость пора исправить хотя бы сейчас, в канун 70-летия Великой Победы. А то, скажем, хотели с группой единомышленников установить небольшой памятник на месте бывшего аэродрома близ дороги Ковров-Шуя, а Администрация Ковровского района до сих пор на это доброе и, не побоюсь этого слова, святое дело почему-то никак не может дать «добро»!

Рядом с Большевсегодической школой уже несколько лет стоит памятник летчикам 432-го авиаполка. В одном из классов устроен музей, посвященный истории военного аэродрома, а местная ребятня не может оторвать глаз от моделей самолетов и свидетельств далекой войны, найденных недавно совсем рядом.

 

На фото: промежуточная посадка Пе-8 Пусэпа с Молотовым на борту на аэродроме Тилинг в Шотландии 29 апреля 1942 года. Хорошо видно переднюю спаренную пулеметную установку; табличка от прицела ПАЛ-23У пушечной турели под авиационную пушку ШВАК с самолета Пе-8;одна из гильз крупнокалиберного пулемета УБ с маркировой 1941 года.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Комментарии:

  1. Алексей Стрижов

    Давно привык,к тому, что к моим открытиям и достижениям прилипают совершенно посторонние люди,имеющие навязчивые идеи на тему “я это знаю,я в этом участвовала,со мной это происходило пусть не в этом,но в прошлом году это точно”.

Обсуждение