16+

Загадка старого снимка

Потоцкий1В Коврове с давних пор хранится одна старая фотография, сделанная более сотни лет назад в конце 1900-х годов. Автору этих строк ее когда-то подарил один из краеведов-ветеранов. На снимке запечатлен сравнительно молодой человек в форме инженера путей сообщения царской России.

На обороте фото сделана неразборчивая надпись. Ее автор, по-видимому, не изображенный путеец, а человек, которому эта фотография была оставлена на память. Разобрать можно лишь «граф По…», дальше буквы не читаются. Ниже приписка: «Его Сиятельство в рабочей одежде». Кто же такой этот граф-инженер и как он попал в Ковров?

Граф Потоцкий

Поначалу удалось лишь выяснить, что загадочная фотокарточка досталась ее прежнему владельцу от одного из старых работников бывших Ковровских железнодорожных мастерских. Проверка всех графских фамилий Российской Империи и наличия среди них инженеров путей сообщения в начале XX века позволила предположительно установить, что изображенным на ковров-ском фото мог быть граф Павел Николаевич Потоцкий – потомок польского аристократического рода, родившийся и выросший в России. А когда удалось посмотреть известные фото Потоцкого, сомнения отпали – он и есть тот самый загадочный граф!

Потоцкие принадлежали к высшей знати Речи Посполитой, но раздел этого государства между Россией, Пруссией и Австрией в конце XVIII столетия привел к тому, что Потоцкие оказались рассеянными по всей Европе, причем за некоторыми ветвями рода графский титул не признавался. Отец будущего инженера Николай Платонович Потоцкий служил в русской армии офицером-артиллеристом, закончив карьеру генералом и профессором Михайловской артиллерийской академии. Своего сына Павла, родившегося, по одним сведениям, в 1874 году, а по другим – в 1879-м, он определил в Пажеский корпус – элитное учебное заведение империи, но службе в гвардии и при царском дворе Павел Потоцкий предпочел обучение в Институте путей сообщения Императора Александра I.

После окончания института в 1900 году одним из лучших студентов молодой граф был отправлен в Париж для обслуживания экспозиции министерства путей сообщения на Всемирной выставке, посвященной строительству Транссибирской магистрали.

Фантастический проект

После этого инженер Потоцкий выбрал для себя специализацию по гидротехнике и отправился в Голландию для изучения земснарядов. Вернувшись в Россию, он был направлен на строительство Херсонского канала. Однако вскоре Павла Николаевича привлекла куда более грандиозная задача. В Биби-Эйбатской бухте близ Баку в Азербайджане геологи обнаружили огромное месторождение нефти. Оно находилось хотя и вблизи берега, но на морском дне. Добывать нефть в море тогда не умели, а потребность в ней возрастала год от года. И тогда инженер Потоцкий предложил засыпать необходимый участок, а потом, отвоевав его у водной стихии, начать там нефтеразработки.

По тому времени это была революционная и почти фантастическая идея. Однако этот проект поддержало правительство и, как сейчас говорят, частные инвесторы. В результате граф приступил к подготовке наступления на Каспий. По его заказу Нижегородская судостроительная компания «Сормово» в 1910 году построила целый флот: специальный землечерпальный караван в составе четырех землесосов мощностью по 1100 лошадиных сил каждый, 6 буксиров, 10 наливных барж вместимостью по 1100 кубометров, а еще разъездную яхту и один разливной понтон.

Инженер Потоцкий также заказал спецсостав из железнодорожных вагонов и платформ, необходимых для подачи камней и иных материалов к месту работ. Заказ выполняли Ковровские железнодорожные мастерские, которые к тому времени были одним из лучших вагоностроительных предприятий России. Скорее всего, именно в 1910-м, подолгу бывая в Сормове и заезжая в Ковров, граф и оставил кому-то из ковровских коллег-путейцев свою фотографию.

Потоцкий3В 1911 году наступление на Каспий началось. Несмотря на огромный масштаб работ, они продвигались успешно, Биби-Эйбатскую бухту планомерно засыпали. Ко времени революционных потрясений 1917-го проект Потоцкого был реализован на 70%. Даже в годы Гражданской войны засыпка нефтеносной бухты продолжалась, хотя и куда более медленными темпами. Однако в 1919 году инженер Потоцкий, руководивший стройкой, неожиданно заболел и вскоре ослеп. По одной из версий, это стало следствием потрясений и пыток во время ареста инженера. А вот кто именно его пытал, до сих пор неизвестно. В СССР утверждали, что это дело рук контрразведки интервентов и белогвардейцев, а на Западе, наоборот, бытовала версия про палачей-чекистов. Истина неизвестна до сих пор. Так или иначе, но Потоцкий стал незрячим. Попытки вылечить его в Москве оказались безуспешными, и оказавшийся не у дел инженер вернулся в Баку.

Слепой инженер

В 1921 году, уже после окончания Гражданской войны на Кавказе, первым секретарем ЦК компартии Азербайджана стал известный революционер Сергей Миронович Киров. Стремясь увеличить добычу нефти в республике, он узнал про проект осушения Биби-Эйбатской бухты и о судьбе инженера Потоцкого. Он пригласил к себе графа и стал уговаривать его занять пост главного инженера работ в той же бухте. Павел Николаевич, хотя и не сразу, согласился. Видимо, поначалу он не верил в серьезность намерений большевиков, но когда понял, что те действительно намерены ускорить наступление на Каспий, разработал новый проект – с устройством плотины, отгораживающей подлежащий засыпке участок моря. Этот проект и начали воплощать в жизнь.

Руководил работами слепой инженер, которого по стройке за руку водила дочь. При этом Потоцкий настолько досконально знал каждый уголок бухты, что по памяти давал указания так, как если бы все видел своими глазами. Постепенно слепой инженер приобрел огромный авторитет на стройке и во всем Азербайджане.

Вскоре на осушенной территории появились первые нефтяные вышки. Но впереди были новые испытания. Поначалу нефти в устроенных скважинах почти не нашли. Оказалось, геологи немного напутали. Когда в мае 1923 года пробурили новую скважину немного в стороне, оттуда с почти полукилометровой глубины ударил мощный нефтяной фонтан. Но и тут возникла проблема. Из-за несовершенства технологии нефть загорелась. После сильного взрыва горящей нефтью залило почти всю бухту. Казалось, огненную стихию невозможно остановить. Но огонь был быстро потушен, причем под непосредственным руководством слепого инженера Потоцкого, разработавшего новый способ тушения нефтяных пожаров.

Вскоре Биби-Эйбатская бухта, переименованная в бухту Ильича, стала давать стране рекордное количество нефти, число нефтяных вышек там измерялось уже десятками и сотнями, а Потоцкий стал всесоюзной знаменитостью. К нему в Баку приезжали знакомиться Сергей Есенин и Максим Горький, инженеру посвящали статьи в газетах, повести и даже стихи. Писали о бывшем графе не иначе, как в пафосном тоне: «В поход на морское дно нас вел слепой инженер Потоцкий. Он умеет драться с морем! Не видя бумаг, планов и чертежей, товарищ Потоцкий держит их все в уме.».

Могила на берегу

В 1931 году Павел Николаевич Потоцкий был отмечен высшей наградой СССР – орденом Ленина, только что учрежденным в 1930-м. Однако годы нечеловеческого напряжения и непростой климат дали себя знать. Потоцкий тяжело заболел. Лечение и пребывание на курортах облегчения не принесли. 15 марта 1932 года инженер скончался. Менее чем через год засыпка бухты Ильича была полностью завершена по плану Потоцкого.

По завещанию бывшего царского пажа и графа похоронили на береговой кромке Каспия, на передовом рубеже, который удалось отвоевать у моря. В Баку в честь Потоцкого назвали улицу. Недавно по инициативе посольства Польши в Азербайджане могилу инженера – каменный саркофаг и ограду из розового туфа отреставрировали. Надпись на памятнике гласит: «Павел Потоцкий (1879-1932) путем осушения бухты Биби Хейбат впервые в мире осуществил добычу нефти со дна моря».

Кстати, качественных фотографий Павла Николаевича сохранилось немного. И та, что чудом уцелела в нашем Владимирском крае, является почти уникальной.

На фото: Фотография графа Павла Николаевича Потоцкого -инженера путей сообщения. 1900-е годы. Ковров; Засыпка Биби-Эйбатской бухты.

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *