/
18+
Погода: +24,6°C
Курсы валют: $33.06-0.14 44.1-0.17

Пражская весна комвзвода Бояринцева

08.05.2013

Бояринцев10Начало мая победного 45-го 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк встретил в окрестностях только что взятого Берлина. Близость победного окончания войны чувствовалась во всем. Расчеты грозных самоходок веселились от души – после нескольких лет тяжелейших боев, лишений и потерь тихие майские дни без стрельбы и чувства постоянной опасности казались почти чудом.

«Мы просто ошалели тогда от счастья, -вспоминает Афанасий Ильич Бояринцев, тогда
-  старший лейтенант и командир взвода самоходок. – Было ощущение чего-то почти нереального. Война, которой, казалось, нет ни конца, ни края, кончилась, мы – во вражеском логове и, самое главное – живы! И тут вдруг пришел боевой приказ: форсированным маршем выступить на Прагу. Оказывается, там немцы еще и не думали сдаваться. И когда чехи выступили против них с оружием в руках, отборные эсе-совские части обрушили на них ливень свинца. Надо было срочно помочь братьям-славянам. А значит впереди был еще один кровавый бой. Позже сложили песню, в которой были слова: «Последний бой – он трудный самый…» Очень точно сказано. И когда наши самоходки, отчаянно пыля, с грохотом неслись в сторону чешской столицы, о чем только не передумали. Так не хотелось погибать в этом последнем бою…»

Сын Георгиевского кавалера
Отец Афанасия Бояринцева – вятский крестьянин Илья Петрович, работавший лесником, за подвиги на германском фронте в годы Первой мировой был награжден Георгиевским крестом. Его сына Афоню в 1939 году после окончания школы-десятилетки призвали в армию по ворошиловскому набору и сразу направили в учебную артиллерийскую часть, где готовили по военной специальности «инструментальная разведка», а потом зачислили в артиллерийское училище, находившееся на Дальнем Востоке. После окончания ускоренного курса молодой боец получил звание младшего лейтенанта и назначение командиром артиллерийского взвода, вооруженного пушками-сорокапятками.

В июле 1943 года 1422-й истребительный противотанковый полк, в котором служил Бояринцев, эшелоном перебросили в Белоруссию, перевооружив к тому времени новыми 76-миллиметровыми противотанковыми орудиями. Там под Витебском младший лейтенант принял свой первый бой, отражая контратаки немецких танков. В упорных боях артиллеристы ни разу не пропустили врага. Кто и сколько именно подбил серых и грязно-зеленых бронированных машин, упорно ползущих на восток, тогда особенно и не считали. Главное было – удержать рубеж.
- Когда на переднем крае по врагу бьют сразу несколько батарей, трудно сказать, кто конкретно подбил тот или иной танк, – вспоминает Афанасий Ильич.
-  Горело их множество. Конечно, попадали и мы. Главное – потерь у нас почти не было. До сих пор хорошо помню своих командиров отделений сержантов Романова и Светличного, многих бойцов. Имена многих уже позабыл, но их лица передо мной, как будто видел только вчера!

Командир взвода самоходок
В июле 1944 года Афанасия Бояринцева перевели в только что сформированный 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Эта часть имела на вооружении мощные самоходки ИСУ-152 и меньшие по размерам 76-миллиметровые самоходные артиллерийские установки СУ-76, предназначенные для сопровождения пехоты. На «76-х» и служил комвзвода Бояринцев.

- Хорошая была машина, – улыбается Афанасий Ильич. – Техника надежная, это не на руках пушку тащить или даже хотя бы на конной тяге. Самоходку создавали на базе легкого танка, поэтому получилась мобильная и стремительная! Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, СУ-76 могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. Достаточно сказать, что бронебойный подкалиберный снаряд установки с дистанции 500 метров пробивал броню толщиной 100 мм!

360-й самоходно-артиллерийский полк в составе 2-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Белоруссии, а потом, перейдя государственную границу, громил врага уже в пределах Польши. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом и крепостью Остроленка и проявленные при этом доблесть и мужество полк в сентябре 1944-го был награжден орденом Александра Невского. А за прорыв обороны немцев южнее Варшавы уже в составе 1-го Белорусского фронта и проявленные при этом доблесть и мужество в феврале 1945-го – орденом Кутузова 3-й степени. Впереди были тяжелые бои в Германии и Чехословакии.

В это время полк Афанасия Бояринцева был включен в состав 4-й гвардейской танковой армии генерал-полковника Лелюшенко – одного из легендарных полководцев Великой Отечественной. «Дмитрий Данилович Лелюшенко больше известен в Вооруженных Силах как общевойсковой командир, – писал в своих мемуарах «Генеральный штаб в годы войны» генерал армии СМ. Штеменко. – Только в марте 1944 года, видимо, за свою энергию, оптимизм, подвижность он был поставлен во главе 4-й танковой армии и с честью прокомандовал ею до окончания войны. Генерал «Вперед!» – так называли Д.Д. Лелюшенко знавшие его».
В составе армии Лелюшенко 360-й полк участвовал в Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской и Висло-Одерской операциях. На заключительных этапах войны части 4-й гвардейской танковой армии участвовали в Силезской и Берлинской операциях, завершившихся разгромом фашистской Германии. Уже после окончания боевых действий 360-й полк за доблесть и мужество, проявленные при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин, будет награжден третьим высоким орденом – Суворова 3-й степени и получит почетное наименование Оршанский орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского полк.

Прага – Дальний Восток
Утро 9 мая самоходки 360-го полка встретили на подступах к Праге. Сражаться с врагом в День Победы не пришлось. Увидев колонны советской бронетехники, гитлеровцы выбросили белый флаг. Но даже там Великая Отечественная для комвзвода Бояринцева не закончилась. Вскоре его полк эшелоном перебросили через пол-Европы и весь Союз на Дальний Восток, туда, откуда Афанасий Ильич начинал свой боевой путь. Конечным пунктом назначения эшелона оказался Биробиджан. Оттуда танки и самоходки, переправившись через Амур, в составе 2-го Дальневосточного фронта начали наступать на Харбин.

Поход оказался нелегким. Жара, тяжелая дорога, порой по зыбучим пескам, местами ожесточенное сопротивление японцев, которые оставляли на пути движения советской бронетехники фанатиков-смертников, сражавшихся до последней гранаты и до последнего патрона. Окончательно Вторую мировую комвзвода Бояринцев закончил в китайском городе Цзямусы на реке Сунгари.

Там же, на Дальнем Востоке, Афанасий Бояринцев встретил свою судьбу. Его супруга Софья Александровна служила в Дальневосточном военном округе в частях ПВО и тоже имеет статус участницы Великой Отечественной войны.

В армии Афанасий Бояринцев, вскоре получивший звание капитана, прослужил до 1952 года. В послевоенное время его перевели в военно-строительную часть, занимавшуюся возведением режимных объектов на Урале. После демобилизации с должности заместителя командира батальона Бояринцев остался жить в городе Златоусте. Там заочно окончил юрфак, работал на различных руководящих должностях, в том числе председателем горисполкома, а потом на местном приборостроительном заводе.

В 1983 году Афанасий Ильич вместе со своей семьей переехал на постоянное местожительство в город Камешково. У него 3 внука и 2 правнука. Ветеран войны и труда гвардии капитан в отставке Афанасий Ильич Бояринцев награжден орденами Отечественной войны I и II степеней и многими медалями, в том числе самыми почетными для фронтовика – «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также, нечастый случай, одновременно «За победу над Германией» и «За победу над Японией».

Николай Фролов

 

Добавить комментарий