«03» на два: делится или не делится?

В рамках глобальной реформы системы здравоохранения, проходящей в нашей стране, будет реорганизована и работа служб экстренной медицинской помощи. Существующую сейчас «Скорую помощь» предполагается разделить на две структуры: собственно «скорую» и «неотложку», работающую на базе поликлиник.

Не очень скорая помощь

Суть грядущих изменений в следующем. Сейчас «скорая помощь» выезжает на все поступающие вызовы, но после реорганизации на ее долю останутся только экстренные происшествия: аварии, падения с высоты, ножевые и огнестрельные ранения, отравления, кровотечения, а также вызовы с симптомами «задыхается», «судороги», «без сознания», и все вызовы в общественные места — на улицу, массовые мероприятия и т.п. Остальными случаями, такими, как заболевшая голова, подскочившее давление или высокая температура, когда нужная помощь может быть оказана на дому, должна будет заниматься «неотложка», то есть дежурный или участковый врач обычной городской поликлиники. Он приедет в течение одного-трех часов и сможет осмотреть пациента, выписать рецепт и больничный. В Минздравсоцразвития, ставшем автором этого проекта, уверены: разделение служб поможет разгрузить «Скорую помощь», сократить время ее прибытия на вызов и ускорить госпитализацию, а также экономнее расходовать бюджет. В прошлом году в нескольких регионах были запущены пилотные проекты реорганизации «скорой». В этом году на новую систему работы должна перейти Москва. Но во Владимирской области реформа вызывает множество вопросов.

- Такое разделение должно быть обязательно — если люди хотят получать качественную медицинскую помощь, — считает Анатолий Мелкомуков, главный врач владимирской городской станции скорой помощи. — В принципе, оно существовало и раньше. В программе госгарантий также упоминаются и «скорая», и «неотложка»
- и это две разные структуры. Сам я недавно был на конференции в Перми, где узнал об опыте тех регионов, где уже провели реорганизацию; и практика показала, что она происходит нормально и безболезненно: в Перми, Уфе, Челябинске «неотложка» сначала работала по двенадцать часов, теперь — круглосуточно. И пациенты постепенно поняли, когда им требуется экстренная помощь, а в каких случаях достаточно выезда дежурного терапевта из поликлиники.

По словам Анатолия Мелкомукова, сейчас во владимирскую «скорую» поступает 250-300 вызовов в день. При этом экстренная помощь требуется только в 100-120 случаях. Все остальное — около 60% вызовов -проблемы, не требующие немедленного реагирования. Однако машину следует отправлять по каждому звонку без исключения. В «скорой» и так существует разделение вызовов на четыре категории срочности. В первую входят как раз случаи, непосредственно угрожающие жизни пациента: травмы, параличи, инфаркты, инсульты и т.д. Вторая — боли в сердце и животе, почечные колики, приступы астмы… К третьей категории относятся обострения хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, болевые синдромы после травмы (если помощь уже была оказана), нейроциркулярная дистония, многочасовая икота. Четвертая категория — высокая температура и все остальные хронические заболевания. Сюда — при отсутствии свободных машин «скорой» — врача отправляют в последнюю очередь, поэтому пациенту иногда приходится ждать по 40-60 минут (при государственном нормативе в 20 минут), что вызывает его справедливое недовольство. Хотя именно в таких случаях врач поликлиники мог бы помочь более оперативно и не менее качественно.

Есть и обратная сторона медали: свободную машину «скорой» отправляют к пациенту, который жалуется, например, на боль в желудке. Врач приезжает на место, где должен осмотреть больного, принять решение о госпитализации, сделать укол и т.д. В это же время поступает вызов на дорожную аварию. Бросить пациента, которым занимается в настоящий момент, доктор не может. В результате тратится драгоценное время.

- В идеале бригады «скорой» должны ждать вызова, а на практике получается наоборот — на вызове ждут бригаду, -объясняет Мелкомуков. -В таком городе, как наш, должно быть 30 бригад скорой помощи, но на деле есть только 17. При этом на большинстве вызовов они вынуждены заниматься тем, с чем может справиться не только терапевт, но и любой парамедик, то есть человек без высшего медицинского образования. Я считаю, что это несправедливо. От разделения на «скорую» и «неотложку» выиграют и врачи, и пациенты. Первые получат возможность заниматься своими непосредственными обязанностями, а для «скорой» эта обязанность — спасать жизни, а не измерять давление всем желающим. Вторые смогут получать необходимую помощь быстрее, чем это происходит сейчас. Есть и экономическая выгода: «Скорая помощь» сейчас — самая затратная в медицине служба, один вызов обходится государству в 1337 рублей. Тратить такие деньги на тех, кому «скорая» не очень-то и нужна, просто неэтично.

Между прочим, в Минздраве подсчитано, что разовый выезд «скорой помощи» в три раза дороже дневного пребывания больного в стационаре, и в 12 раз дороже обслуживания в поликлинике.

«Футбол» с пациентом

Главврачи владимирских поликлиник, напротив, полагают что никакого прока от разделения «скорой» не будет. «Если мне докажут, что от этого проекта пациент выиграет хоть что-нибудь, я первый скажу «давайте создавать «неотложку», — говорит Александр Кирюхин, главный врач поликлиники № 1. — Но пока никакой выгоды для пациента я что-то не вижу. Ему, в сущности, без разницы, кто приедет к нему на помощь — «скорая» или участковый врач. Главное, чтобы эта помощь была оказана быстро и качественно. И здесь у «скорой» возможностей гораздо больше, чем у поликлиник.

Автомобиль скорой помощи оснащен приборами для снятия кардиограммы, аппаратурой для реанимации, набором необходимых лекарств. Машина, на которой сейчас выезжают к больным дежурные врачи поликлиник (участковые ходят пешком) — это «Жигули» или «уазик», не оборудованные ничем. Чтобы закупить необходимую технику, нужны деньги, о выделении которых пока ничего не говорится.

Также непонятно, каким образом будет организовано разделение вызовов на «скорые» и «неотложные». С одной стороны, может быть общая диспетчерская «03», где станут рассортировывать звонки и перенаправлять их в нужную службу. Но возможно ли поставить диагноз только по словесному описанию, при этом сделанному неопытным человеком? История знает случаи, когда «с сердцем плохо, умираю, скорее помогите» поступало от жены, разругавшейся с мужем и желающей припугнуть благоверного. А «ничего срочного, не очень-то и болит» приводило к немедленной госпитализации. Есть еще вариант разделить диспетчерские службы: у «скорой» будет своя, у каждой из поликлиник — своя. Но это может привести к настоящему «футболу» с больным человеком в роли мяча: в одной службе будут утверждать, что его симптомы относятся не к ним, и наоборот. И зачастую по озвученным признакам нельзя определить тяжесть состояния больного. Например, головная боль может быть симптомом менингита, повышенное давление — инфаркта, высокая температура -судорожного синдрома. Конечно, приехавший врач «неотложки» сможет точно так же вызвать «скорую», причем уже сразу по высшей категории срочности. Но время уже будет потеряно.

Кстати, именно по этой причине закрылось экспериментальное отделение «неотложки» в одной из поликлиник Ярославля, работавшее параллельно с филиалом «Скорой помощи» — в «пилоте» они не участвуют, им можно. Диспетчеры не всякий раз могли отличить неотложное состояние, где нужна помощь от больницы, от критического, где требуется «скорая». Из-за этого между бригадами возникала постоянная неразбериха на тему «почему этот вызов нам, а не вам», а пациент не всегда мог вовремя получить квалифицированную помощь.

- Участковые врачи не обучены способам оказания экстренной помощи, им и не положено это знать, — рассказывает Александр Кирюхин, — так что людей придется переобучать. К тому же если врач будет на дежурстве, кто вместо него примет пациентов в поликлинике? Нужно выделять дополнительные штатные единицы, а также искать помещение под диспетчерскую и комнату для дежурства. А как это сделать в такой переполненной поликлинике, как наша, где пациенты ждут приема почти на головах друг у друга, и даже сделать дополнительный туалет — уже роскошь? К тому же сколько нам дадут машин? Одну? Две? А если вызовов будет больше — просить пациентов, чтобы подождали? И тогда они все равно будут звонить в «скорую». По моему убеждению, действующая система экстренной помощи вполне хороша, и реформа может ее только испортить. Чем больше ответственных за какое-то дело, тем больше становится безответственности в целом — у семи нянек дитя, как известно, без глазу. И чем больше этапов будет на пути оказания помощи, тем больше проблем окажется у самих пациентов. В итоге мы можем потерять ту «скорую помощь», которую имеем сейчас, а качественной «неотложки» так и не получить. Кстати, вопрос о срочности выезда по звонку в «03» можно было бы решить за счет строительства дополнительных подстанций — вместо того, чтобы решать его за счет поликлиник.

Здесь на самом деле существует еще одна большая проблема. Если составлять портрет «среднего» участкового врача из поликлиники, получится немолодая женщина, усталая и издерганная. Работа привлекает ее по двум причинам — это положенные терапевту федеральные надбавки и отсутствие суточных дежурств (обязательных, например, для врачей стационара). Если работа при «неотложке» не будет дополнительно и хорошо оплачиваться, может последовать череда увольнений «по выслуге лет». При том, что во Владимире терапевтов пенсионного возраста -почти половина, город может остаться вообще без врачей. Да и сами пациенты — если кому-то дома станет плохо, захочет ли он, чтобы вместо опытной бригады к нему пришла пожилая тетенька с тонометром? И не приведет ли это к тому, что самые находчивые будут выходить на улицу и «на законных основаниях» вызывать «скорую помощь» с ближайшей скамейки? И к каким последствиям для больного приведет такое ожидание? Истеричные жены тоже вряд ли откажутся от «скорой» в пользу неспешной «неотложки». А вводить штрафы «за ложный вызов» здесь бессмысленно — есть шанс, что смертность после такого шага подскочит в разы.

«Неотложка» откладывается?

Тем временем некоторые городские поликлиники уже включились в работу по новой схеме. Одна из них — детская городская поликлиника № 1. «С осени прошлого года у нас появился дежурный врач неотложной помощи, который принимает вызовы всю неделю с 14 до 18 часов, -говорит главврач Татьяна Максимова. — До этого времени к пациентам выезжает участковый, после — «скорая». У врача есть сертификат, дающий право оказывать именно неотложную помощь. В день у него от четырех до двенадцати вызовов. Но он у нас один, и это плохо: идти в «неотложку» доктора не хотят. Если врач заболеет или уйдет в отпуск, найти замену будет сложно. Нам не очень хотелось идти на все это, нам сложно, но что поделать? Государство сейчас нацелено на жесткую экономию, и в здравоохранении считают каждую копейку. Зато в «скорой» нам уже сказали спасибо за то, что мы их немного разгрузили.

- По-моему, решение о разделении «скорой» и «неотложки» принимать пока преждевременно, — считает Василий Тараканов, заместитель главного врача поликлиники «Автоприбор-Точмаш». — Такая реформа должна быть, но торопиться в этом деле нельзя. Сначала необходимо изучить опыт других городов, продумать оптимальный путь реорганизации.

В городском управлении здравоохранения нас заверили, что в ближайшее время — то есть, по крайней мере, в течение этого года, реорганизации «скорой» во Владимире не будет: пока нет ни приказа, ни средств на эту реформу. При этом даже чиновники не уверены, что во всей этой затее есть смысл: сэкономив в малом, есть шанс лишиться большего. По сути, сейчас получается вот что: «скорая» действительно перегружена, и требуется ее разгрузить. Но сделать это имеющимися средствами — то есть силами участкового терапевта с чемоданчиком — невозможно и бессмысленно. «Неотложке», какой она должна стать в идеале, требуются такие же дорогостоящие автомобили с кучей оборудования, медицинские препараты, квалифицированные кадры, готовые к действиям в экстренной ситуации (например, при том же инфаркте у пациента). Получатся две равноценные, дублирующие друг друга службы. И если на все это действительно будут найдены необходимые средства, то не проще ли окажется передать их… уже существующей «Скорой помощи»?. Там, по крайней мере, уже сейчас знают, что и как нужно делать в каждом конкретном случае. Кстати, в «скорой», помимо специализированных бригад, есть также врачебные и фельдшерские. И тот же фельдшер ночью в квартире страдающего алкоголика будет уместнее тетеньки-терапевта. Во владимирских учреждениях здравоохранения пока надеются, что Минздравсоцразвития все же сумеет принять верное решение в интересах пациентов.

Марина Сычева

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Что мешает «скорой» стать более скорой? В нынешнем году владимирскую «неотложку» оснастят цифровой системой дистанционной передачи...
  2. Российскую службу скорой помощи организуют по американскому образу и подобию. Чего ждать от реформ рядовым владимирцам? На днях глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова представила на коллегии ведомства...
  3. Сверху видно все Машины скорой помощи в Муроме будут оборудованы навигационной системой «Глонас»....
  4. Вызвал «скорую» и избил фельдшера В Октябрьском районном суде города Владимира вынесен приговор владимирцу, который...
  5. ФАП заработал вновь С «криком души» в нашу редакцию обратились пенсионеры бывшего Улыбышевского...
Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Канальное кондиционирование Док-станция Altec Lansing Octiv 650 для iPhone Гранитная плитка

Комментарии запрещены.