Железная дорога поставит пассажиров в рамки

На железнодорожных вокзалах скоро установят рамки металлоискателей, а проверять пассажиров будут частные охранники.

Оценка уязвимости – «неуд»

Безопасность на транспорте решено было усилить после зимнего теракта в аэропорту «Домодедово». Новые меры стали реакцией на резкую критику президента РФ Дмитрия Медведева в адрес руководства РЖД. Глава государства побывал на столичных вокзалах и не встретил там ни одного сотрудника милиции, не увидел ни одной рамки металлоискателя, которая бы работала. Если в Москве все так запущено, что говорить о провинции. Сразу во всех регионах началась оценка уязвимости объектов железнодорожного транспорта. И выяснилось, что практически всем можно ставить двойки за безопасность. Владимирская область не исключение.

Весь личный состав владимирской линейной милиции после теракта в «Домодедово» был переведен на усиленный режим несения службы, и до сих пор увеличено количество электричек, взятых под сопровождение, усилен досмотр пассажиров в поездах. Милиционеры провели обследование всех железнодорожных вокзалов, а также искусственных сооружений (мостов и путепроводов) совместно с сотрудниками УФСБ, с применением служебных собак кинологического питомника областного УВД.

По словам и.о. начальника владимирского линейного отдела внутренних дел на транспорте Дмитрия Каля-дина, выяснилось, что техническую защищенность удаленных линейных станций, остановочных платформ, железнодорожных перегонов, неохраняемых мостов и путепроводов нельзя назвать удовлетворительной. Опасения вызывают как участок главного хода Москва – Нижний Новгород, так и участок «южного» хода Москва – Казань. Так, системами видеонаблюдения и контроля пассажиропотока сейчас оснащены только крупные железнодорожные вокзалы – на станциях Владимир и Ковров. Одного видеонаблюдения мало, да и то уже устарело и требует модернизации. А остальные станции (включая Муром), остановки и мосты вообще не оснащены современными техническими средствами безопасности.

Еще в прошлом году при запуске «Сапсана» ВЛОВДТ вносил свои предложения железной дороге. Тогда ГЖД увеличила штат частных охранников. Но милиционеры постоянно напоминали,что этого мало, нужна серьезная техника для контроля. На основе предложений ВЛОВДТ и Ространснадзора началась разработка региональной комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Аналогичные документы разрабатываются во всех регионах. Местную программу сейчас корректирует департамент транспорта.

Документ прописывает, в частности, «вооружение» самой линейной милиции. Как она станет контролировать безопасность на железной дороге, если у милиционеров нет элементарной техники? Ранее масштабных средств на работу «транспортного контроля» не выделялось, но в марте из федерального бюджета ВЛОВДТ получил телефонные регистраторы речевых сообщений, автоматизированный программный комплекс поточной проверки пассажиров, два переносных металлоискателя, экспресс-анализатор наличия взрывчатых веществ и ручной прибор обнаружения горючих жидкостей.

Пассажира проверит охранник?

Но главное, программа прописывает наиболее уязвимые объекты железной дороги и меры по их оснащению на 2011 – 2014 годы. Прежде всего, это крупные вокзальные комплексы – Владимир,Ковров, Петушки, Вязники, Гороховец, Гусь-Хрустальный. Перемены начнутся с Владимира. Во втором квартале 2011 года вокзал будет оснащен системами досмотра и контроля пассажиропотока и багажа – там установят шесть стационарных металоодетекторов рамочного типа.

Однако возникает другая проблема: кто станет обслуживать новые рамки? Если к каждому детектору не приставить по милиционеру, дорогостоящее устройство будет стоять на вокзале просто «для красоты». Представим, прошел пассажир с багажом через рамку, и та «зазвенела». Надо проверить его сумку. Но только милиционер по закону сегодня имеет право досматривать пассажира. На шесть рамок нужно соответственно шесть милиционеров, но дежурство будет круглосуточным, в три смены, значит, потребуются 18 человек. А сегодня в составе линейной милиции вообще нет подразделений по досмотру, а также иных свободных штатных единиц, которых можно задействовать в досмотрах на рамках. Безопасность в здании вокзала и на платформах контролируется двумя постами милиции. В усиленном варианте несения службы это шесть человек, в обычном – четыре. А требуется 18! И это только на одном вокзале областного центра. А что делать, когда рамки установят на всех крупных вокзалах региона?

Кроме того, российская реформа милиции предполагает сокращение кадров. Владимирский линейный отдел и так немногочислен, в прошлом году ему пришлось уволить 12% своих сотрудников, а в нынешнем году возможно сокращение еще на 16,3%. Реформа идет вразрез с новыми требованиями безопасности. Контроль на железной дороге предлагают усиливать, но от «контролеров» избавляются.

То, что это палка о двух концах, уже ощутили на столичных и питерских вокзалах, где установили около ста новых рамок с февраля. Чтобы приставить к каждому металлоискателю по милиционеру, сотрудников там сняли с других «точек» – с сопровождения электричек, поездов дальнего следования. Таким образом, на вокзалах контроль появился, а в поездах исчез. Не получилась бы та же ситуация и на владимирском вокзале, ведь рамки там установят в апреле-мае. А впереди сезон летних отпусков, в это время традиционно бывает всплеск краж в поездах дальнего следования, и надо усиливать их сопровождение милицией, иначе пассажиры пострадают.

Сейчас на вокзале много частных охранников, но чоповцы -лишь сторонние наблюдатели. Они не имеют права задержать подозрительную личность. В лучшем случае, могут найти и позвать милиционера, и, если подозрительный человек застыл как вкопанный на месте и ждет, когда к нему явится «делегация», тогда, может, его досмотрят. Однако в жизни такого не бывает. Абсурдность ситуации показал тот же трагический пример с частным охранником аэропорта «Домодедово», который видел как террорист-смертник входил в терминал но не смог ничего предпринять.

Проблему осознают на уровне Минтранса и предлагают внести поправки в законодательство которые позволят чоповцам досматривать вещи посетителей и проверять у них документы. Но только на своем объекте чтобы не было злоупотреблений Проверять должны . будут оперативно не тормозя пассажиропоток чтобы люди не опаздывали к своим рейсам.

За безопасность заплатит пассажир

Во владимирской линейной милиции с проектом закона согласны. Пусть пассажиров на вокзале круглосуточно досматривают частные охранники а милиция будет оперативно подключаться только в случаях когда выявлены явные нарушения Тогда
государственных силовиков хватит.

Получается обслуживание рамок будет возложено на владельца транспортной инфраструктуры – железную дорогу, она все оплачивает, а государство экономит И это логично: железнодорожные пере возки просто бизнес хоть и с социальной подоплекой но качественный безопасный сервис должен обеспечить, прежде всего сам перевозчик.

Однако все не так просто. По сути новая программа безопасности на транспорте предусмотрит финансирование из всех источников. Впервые на нее должны будут выделить средства не только железной дороги и федерального бюджета, но и областного и местных бюджетов, что вряд ли порадует местные власти, но раскошелиться надо – усиленные антитеррористические меры того требуют. Областью на это в текущем году запланировано 290 млн рублей, но, возможно, придется добавить.

За установкой рамок металлоискателей и их обслуживанием последует оснащение вокзалов рентгенами, эндоскопами, спецсвязью и другими системами безопасности, в том числе во Владимирской области. Закупать технику снова будут РЖД как собственник инфраструктуры (на средства, собранные с бюджетов всех уровней, плюс свои). Кроме того, РЖД планируют обзавестись специалистами по выявлению и идентификации взрывчатых веществ и операторами видеонаблюдения, которые станут работать на вокзалах – круглосуточно анализировать информацию и передавать ее в штабы милиции и ситуационные центры. А это колоссальные средства. Как сообщается на сайте РЖД, на оснащение одного объекта повышенной уязвимости (вокзала) техникой и специалистами необходимо около 165 млн рублей. А уязвимых вокзалов в стране примерно 400 тысяч. Средств, собранных с бюджетов, железной дороге явно не хватит. Придется сильно вкладываться самой.

Где железная дорога намерена брать деньги? Где, где… Она собирается включить их в тариф для пассажиров. Сейчас идет согласование этого предложения с Федеральной службой по тарифам и Минтрансом, на данном этапе те не возражают. Индексация тарифов может начаться уже в апреле, прогнозируется подорожание билетов как минимум на 2%.

Вряд ли эту новацию с оптимизмом встретят пассажиры. Безопасность и современные технологии – это, конечно, хорошо. Но почему крайним в программе должен выступать простой потребитель услуг? Железная дорога и так давно грозит пассажирам электричек двойным повышением цен на билеты, пеняя на убыточность перевозок, сокращает рейсы и отменяет остановки, требуя миллиардных компенсаций с региона. А теперь еще и платить за безопасность своего проезда жители городов и районов фактически станут из своего кармана.

Елена Певцова

Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.