Круговая оборона

 
Воин-афганец Владимир Хохлов из Судогды через суд доказал местным   чиновникам свое право встать в очередь на жилье. Но теперь его семье придется «воевать» снова  за сами квадратные метры.   

 
Елена ПЕВЦОВА
 
Владимир Хохлов вместе с женой, сыном и дочерью ютится на 12 квадратных метрах в бывшем общежитии. В очереди на льготное получение жилья по ФЗ «О ветеранах» Хохлов стоял 14 лет, но в этом году местные чиновники вдруг исключили «афганца» из списков очередников.

В последнее время Владимир Хохлов слишком активно отстаивал свои права, требуя от властей положенной федеральной льготы, а они отказывались обеспечить его семью жильем. «Битву» с местной администрацией воин выиграл в суде — на днях в списках очередников Хохлова восстановили. Суд счел, что действия судогодских чиновников по отношению к «афганцу» противоречат принципам и духу российской Конституции.

 

На карте — здоровье ребенка

 

На каждого члена семьи в этой комнатке общежития приходится всего по три квадратных метра жилой площади. Сын и дочка Владимира Хохлова по очереди учат уроки в углу , жена варит обеды в коридорчике. Хотя как участник боевых действий в Афганистане глава семьи имеет право свои метры увеличить в четыре раза. Владимир Валентинович стоял в очереди на улучшение жилищных условий с 1995 года. Первые пять лет он молча ждал. Как и его «друзья по несчастью», другие афганцы, для которых чиновники разводили руками: денег нет и свободного жилья тоже.

 

Но в 2000 году у Хохловых тяжело заболела дочь. Родители понимали, что здоровье ребенка зависит именно от жилищных условий. И, если не принять срочные меры, состояние малышки может ухудшиться. Опасения подтвердили специалисты Центра санэпиднадзора по Судогодскому району.

 

Комиссия выдала Хохловым заключение: «Проведенное обследование установило, что проживание в комнате площадью 12 кв. м. – то есть по 3 кв. м на человека, при нормативе 12 кв. м., без кухни, нарушает жилищное законодательство России. В связи с занижением в 4 раза норматива жилой площади на человека в квартире не может быть выдержан микроклимат. Из-за отсутствия кухни Хохловы вынуждены готовить пищу в коридоре. В комнате отмечены повышенный температурный режим и влажность, недостаток свежего воздуха, испарения». А главное, специалисты выявили: в составе атмосферного воздуха в этом доме витают вредные вещества — формальдегид и фенол. Они наносят непоправимый вред здоровью маленькой Тани, страдающей бронхиальной астмой и  хроническим обструктивным бронхитом.

 

По ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», жилые помещения должны соответствовать нормам, а граждане имеют право на «благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека». Вывод главного санитарного врача по Судогодскому району — семье необходимо срочное улучшение жилищных условий.

 

Жилье или «живые» деньги?

 

Хохловы понимали, что просто ждать больше нельзя. Владимир рассуждал: если в районе нет свободных квартир для предоставления ему по закону, возможно, у него есть шанс получить хотя бы безвозмездную субсидию на жилье, согласно другому нормативному документу — постановлению правительства № 937.

 

В 2003 году Владимир Хохлов подал в суд на администрацию района, чтобы обязать ее   выделить ему денежную субсидию на строительство или приобретение жилья. Ведь администрация, куда Хохлов много раз   обращался, его право на субсидию признавала, но отказывала в его реализации, ссылаясь на то, что на местах невозможно «пробить» получение федеральных денег.

 

По логике, судогодские власти через областные должны были направить «федералам» заявку на получение субсидии, сформировать общие списки нуждающихся. Но оказалось, в жилищном праве много нестыковок, так что именно из-за «бумажных» пробелов льготники не могут годами добиться толка.

 

Юристы администрации области пояснили в суде: «Возможности выделить субсидию Хохлову не имеется , так как процедура выделения в законе не прописана. Это является пробелом законодательства, а не просчетом администрации района» . То есть само право на субсидию законом оговорено, а способы его реализации и круг ответственных за это лиц — нет, поэтому обязать чиновников дать Хохловым субсидию суд не смог.

 

Оставался единственный шанс — ст. 10 закона «О ветеранах». Так как Хохлов — ветеран боевых действий, за счет федерального и областного бюджета району могли быть возмещены расходы на предоставление афганцу жилья в доме государственного или муниципального фонда, хотя бы по договору социального найма. Но представители администрации Судогодского района объяснили: да, в их льготной очереди на жилье — 15 воинов-афганцев. Владимир Хохлов стоит под №6. Нуждаются все. Но свободных квартир в районе нет, а целевые субсидии из федерального бюджета не поступают. И суд в иске Хохлову отказал. Афганец подал одну за другой кассационную и надзорную жалобы. Но суд по-прежнему счел, что администрация района не нарушала его прав — виноваты обстоятельства, скудность бюджета.

 

Очередь движется не в ту сторону

 

Но афганец понимал: жилищная очередь все-таки движется, кто-то жилье получает. А при этом его семью и других афганцев очередь почему-то обходит стороной. Так ли справедливо идет в районе распределение жилья? Владимир Валентинович решил выяснить это с помощью прокуратуры. Одновременно он попробовал провести свое независимое расследование.

 

По словам Хохлова, выяснились интересные детали: как он утверждает, двум судогодским семьям администрация дала квартиры не по правилам. У этих «нуждающихся» по нормативам реально выходило более 12 кв. м. на человека, претендовать на улучшение жилищных условий они просто не имели права! Получается, семье Хохлова, теснящейся с больным ребенком в 12 метрах на четверых, чиновники отказали. А в то же время счастливыми новоселами за бюджетный счет стали другие, но нормативам обеспеченные жильем граждане. По итогам «расследования» прокуратура вынесла чиновникам справедливый официальный протест.

 

Но к тому моменту, 1 марта 2005 года, уже вышел новый Жилищный кодекс, который многие стали трактовать как отмену льгот по первоочередному предоставлению жилья лицам, принимавшим участие в боевых операциях. Районная и городская очередь на жилье к тому времени объединились, создав единые, общие списки. Так что формально у чиновников теперь были все основания ответить Хохловым: внеочередное предоставление им жилья повлечет нарушение жилищных прав других граждан, вставших на учет ранее. Так афганец слетел со своего порядкового «№ 6» и был записан в ряды очередников из 484 жителей города и района 345-м по счету…

 

Но Владимир Валентинович не намерен был сдаваться. В 2006 году вышло постановление губернатора, которое, наконец, прояснило механизм получения на местах жилищных субсидий через федеральный и областной бюджеты. Речь шла о льготниках, вставших на учет до 1 марта 2005 года — то есть как раз таких, как Хохлов. Таким образом, выходило, что теперь получить субсидию он сможет быстрее.   

 

Власти зашли с черного хода

 

Информацию Хохлов запросил в областной администрации, а затем в ЗС, областной Счетной палате, управлении федерального казначейства. Он получил ответы также из Минфина, Госдумы и администрации президента. Все эти ведомства подтвердили право афганца на жилье.

 

Но местных, судогодских чиновников, по словам Хохлова, его чрезмерная активность и упорство все больше раздражали. То он копается в списках льготников и добивается протеста чиновникам с помощью прокуратуры, то пытается заручиться поддержкой «наверху». К сожалению, «бойцу» вскоре пришлось почувствовать силу «административного ресурса».

 

В марте этого года афганец получил уведомление. Владимир читал и не верил своим глазам: по решению жилищной комиссии  Судогды он «снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях». Таким образом, и администрация области вынуждена была исключить Хохлова из реестра очередников. Афганец простоял в очереди 14 лет. Ютясь в общежитской «клетушке», он дождался, наконец, ясного механизма получения жилья и лучших «финансовых» времен. И вдруг — «не нуждается, исключен»!

 

Но еще больший шок Владимир Хохлов пережил наутро, придя на работу. Начальник вручил ему уведомление о сокращении. На работе ему по-дружески объяснили: мол, извини, мы не хотели, так получилось — предприятие зависит от местной администрации, а ты ввязался с ними в конфликт.

 

Так судогодец в одночасье лишился надежды как на новое жилье, так и на помощь государства, за которое когда-то проливал кровь в Афгане. Лишился и средств к существованию.

 

Сила права или право силы?

 

Местные чиновники свое решение «исключить» мотивировали тем, что у ветерана якобы имеется еще земельный участок. А значит, он в квартире не нуждается. Но земля — не жилье. Да и участок свой на самом деле Хохлов давно продал. И сейчас, кроме комнатки в общаге, ничем не владеет.

 

Владимир Валентинович почти сразу подал заявление в суд. За семь лет судебных «битв» воин-афганец, станочник по профессии, изучил горы юридических документов. В поисках истины его поддерживала вся семья. Жилищный кодекс, федеральные меры социальной поддержки, областные законы даже дети Хохловых знали не хуже любого школьного учебника. Сын Владимира Валентиновича даже выбрал правоведение своей профессией и в этом году заканчивает колледж по этой специальности. К решающему суду семья готовилась вместе.

 

Воин-афганец апеллировал к Конституции РФ. Согласно ст. 7 главного документа страны Россия — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану его труда и здоровья. А важнейшим элементом социальной политики является именно обеспечение жильем, тем более — граждан, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, повышенные социальные льготы которых закреплены специальными законами, в том числе ФЗ «О ветеранах».

 

Конституционный суд РФ в своих постановлениях не раз отмечал, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в России как в правовом и социальном государстве, включая право на жилище, предполагают, что это его законное право будет уважаться властями и будет реализовано. В связи с этим Хохлов просил суд признать решение жилищной комиссии г. Судогда незаконным и обязать администрацию района восстановить в его в   реестре граждан, имеющих право на обеспечение жильем из средств федерального бюджета.

 

Удивительно, но судогодские чиновники на суде возражали против требований афганца и стояли на своем – исключить! Но суд сделал вывод: решение городских властей «не соответствует принципам и духу Конституции РФ, отменяет или умаляет права и свободы человека».

 

Зигзаг удачи

 

Чиновники обжаловать решение суда не стали. На днях Владимир Хохлов был восстановлен в очереди на жилье. Теперь его семья вновь вправе требовать от властей улучшения жилищных условий.

 

Кроме того, афганец подал к администрации города Судогда иск о возмещении морального вреда. «Решение городской жилищной комиссии заставило меня пережить шок, — изложил Хохлов свою позицию в иске. — Решение городских чиновников означало, что я и моя семья лишились всяких перспектив, а ведь это не так. Испытал чувство обиды, правовой незащищенности и обреченности. Я был выведен из состояния психологического равновесия».  

 

А по закону, в случае нарушения нематериальных прав жителя незаконными действиями чиновников, причинение морального вреда подразумевается «автоматически», и доказыванию в суде подлежит лишь размер компенсации. Но афганец много просить не стал – пусть чиновники оплатят ему хотя бы судебные издержки.

Владимир Хохлов не раз думал о том, как же тяжело его семье, где дочка месяцами находится на лечении, а потом возвращается в крошечную комнатку. А сын учит правоведение на примере своей бесправности,   сложив тетрадки на подоконнике. Когда-то афганец не боялся опасности в «горячих точках», исполняя ратный долг, а теперь его семья влачит жалкое существование. Он заплатил тяжелую цену за ту войну. Но поэтому ему сейчас не безразлична «мирная» судьба. Ведь он намерен жить ради детей, которыми очень гордится.

В администрации Судогодского района нам ответили, что Хохлову будет предоставлена субсидия на жилье, когда подойдет его очередь. В прошлом году по подпрограмме «Жилье ветеранам и инвалидам» программы «Жилище» из федерального бюджета в район поступило 871 тыс.   рублей и 1 млн 306 тыс. руб. по указу президента для ветеранов ВОВ.   В 2009 году денег из федерального бюджета пока не поступало. Ветеранская очередь в районе движется. Так, в прошлом году получил субсидию один афганец, в этом, на средства прошлого года, – один ветеран Великой Отечественной. Сейчас в реестре на получение жилищных субсидий по подпрограмме «Жилье ветеранам и инвалидам» в районе состоят 11 ветеранов, в том числе 7 ветеранов афганских событий и 15 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Все они — участники одной подпрограммы и стоят в очереди по дате подачи заявлений. По одной квартире для ветерана в год,   конечно, мало. С такими темпами «последние» афганцы дождутся своего череда не раньше, чем лет через десять…

Возможно, Владимира Хохлова и его семью по-прежнему будут «футболить» от одного чиновника к другому по классической схеме, ссылаясь на нехватку финансирования. Но все-таки афганец после первой и такой блестящей победы в суде рассчитывает, что администрация поможет ему решить квартирный вопрос. Все это время он боролся за свои права и, если понадобится, готов продолжать судебные «битвы» по второму кругу.

Хохлов считает, что его примеру смогут последовать другие ветераны. П усть сегодня идут споры о значимости той войны, навязанной политикой прошлых лет, и о статусе этой категории льготников, но участники боевых действий в любом случае заслужили достойную «мирную жизнь». В области около трех тысяч афганцев. И около половины из них, как Владимир Хохлов, даже не имеют нормального жилья. Хотя те, кто двадцать лет назад защищал свое государство, рискуя жизнями, сейчас имеют полное право потребовать, в свою очередь, защиты от него.

Запись опубликована в рубрике Право. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Как правильно выбрать жалюзи? Занятия спортом – важная составляющая здорового образа жизни Размещение в гостиницах Зеленоградска

Комментарии запрещены.