Обложка четверга

Как мы уже писали, на сцене Зала им. Танеева прошел спектакль "Любовь — не картошка", где главную роль сыграл популярный артист театра и кино, народный артист России, лауреат Госпремии Александр Михайлов. С ним — наше сегодняшнее интервью.
После выхода фильмов "Приезжая", "Мужики!", "Любовь и голуби", "Змеелов" популярности Михайлова можно было позавидовать. Зрителям разных возрастов импонируют его герои — сильные, справедливые, добрые — настоящие мужчины. Актер признался, что не всегда сам понимает себя:
— Я рад, что фильмы, о которых ты вспомнил, пришлись на свое время, и в них присутствует мое собственное мироощущение.
Две стихии властвуют над ним: море и театр. Мальчишкой Саша мечтал о морских путешествиях, дважды убегал из дома, чтобы поступить в Нахимовское училище. Но заканчивалось все тем, что парня возвращали с дороги и мать охаживала его мокрым полотенцем, ставила в угол. Когда Александр окончил семилетку, они с матерью все-таки уехали поближе к морю, на Дальний Восток. В мореходку тогда подростка не взяли — годами не вышел, и Саша поступил в ремесленное училище.
— Там нам выдали тельняшки. Рядом море, на берегу которого я встречал и провожал гигантские лайнеры. По окончании ремесленного я поступил на рефрижераторное судно учеником моториста. Дослужился до старшего электрика, пробороздив на корабле три моря.
Михайлов мечтал о большом морском будущем, и оно забрезжило. Но случилось одно "но". Однажды судна попали в страшный шторм. Из-за обледенения 4 сейнера перевернулись и ушли вместе с экипажами на дно. Сашино судно уцелело. Когда оно пришло во Владивосток, среди встречающих парень увидел свою поседевшую мать. Обняв его, она только и сказала: " Сын! Или море, или я".
— На этом кончилась моя морская биография, — с некоторой печалью говорит Александр. — Списался на берег, потому что очень любил маму. Она прожила сложную жизнь. И шпалы таскала, и на кирпичном заводе работала, и в шахте. И меня растила. Что сказать? Мама — самое дорогое, что есть у человека.
А море? Ему казалось, что пройдет время, мама успокоится, и он вернется к друзьям-рыбакам. Но однажды он попал на дипломный спектакль в театральном институте. Шла пьеса Чехова "Иванов".
— К середине спектакля меня начало колотить от волнения, — вспоминает Михайлов. — Я как сумасшедший вместе со всеми отбивал ладоши и громче всех кричал "браво". В тот вечер после спектакля пришел на берег залива. Прощался с Тихим океаном, как с живым. Я так любил море, что ни разу окурка в него не бросил. Морская школа помогает мне всю жизнь.
В 1969 году я окончил театральный институт. Думаю, что не ошибся в выборе. Чувствую это по реакции зрителей.
— Саша, актерское искусство — профессия могущественная. Но даже актеры не всемогущи. Все же против плохого сценария у артиста одно безотказное оружие — отказаться.
— Уж если говорить откровенно, так актер, как и представитель любой другой профессии, должен зарабатывать деньги. Как и у любого человека, у него есть семья. Земные проблемы, согласись, не слишком окрыляют и вдохновляют на ожидание "синей птицы" удачи в облике режиссера, предложившего долгожданную роль. И потом, пойми психологию актера: ведь сейчас пригласили, а завтра могут и не пригласить. Вылетишь из обоймы: ведь судьба актерская капризна.
— Тебе-то грех жаловаться…
— Ты имеешь в виду Достоевского? Самой первой ролью моей во Владивостоке после института был Раскольников. Долго у меня не получалось, изнервничался до стресса, но одолел. Мне тогда было 24 года. Видимо, не готов был, растерялся перед многообразием красок, бесчисленными пластами мысли. Достоевский не просто вскрывает душу, он ее обнажает. Для меня он самый русский писатель, самый любимый и опасный. Опасный, потому что подчиняет себе, обволакивает душу, больно резонирует. И вот совпадение, через 7-8 лет, когда меня пригласили в Саратов — еще одна встреча с Достоевским — я играл князя Мышкина.
— Ты сыграл много классики. Что для тебя в ней важно?
— В русской классике есть то, что мы постепенно теряем в жизни: вера в красоту, доброту, человеческую душу, сострадание. Сострадать — это принимать чужую боль как свою, будь то человек, покинутая деревня, разрушенный палисадник.
Я люблю Николая Рубцова. Это настоящий поэт, его стихи доходят до сердца каждого русского именно правдой сострадания.
— У тебя никогда не было желания уехать из страны?
— Меня несколько раз звали в Голливуд, но нет!: Я весь мир объехал, но ни в одной стране не могу жить более 10-15 дней. Начинаю не просто тосковать, но сходить с ума.
— Что, по-твоему, актерское счастье?
— Когда иду к какой-то цели, мечте, через тернии, сложности, но иду — в этом движении и есть ощущение счастья и радости. Счастье в самом процессе.
— Не скучно заниматься столько лет своей профессией?
— Наоборот. Много лет назад, когда меня пригласили в Малый театр, мне предложили сыграть роль Грозного в пьесе А.К.Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Это счастье, подарок судьбы, материал мирового класса. Мне хотелось этой ролью приоткрыть новый пласт, найти человеческую интонацию, ведь не только убивал он, но и созидал.
Мало кто знает, что Грозный был потрясающим композитором, писал стихи. Однажды мне великий наш композитор Георгий Свиридов сказал: "Мне твой царь симпатичен. Он любит Россию и страдает за нее".
Жалею, что не выучил нот, не умею сочинять стихи, не стал художником.
— Зато прекрасно поешь и играешь на гитаре. Я помню, как проникновенно звучит в твоем исполнении так называемая белогвардейская тема.
— Спасибо, братан! Только не думай, что я перекрасился. Для меня и красные, и белые — все россияне. Мой дед по материнской линии был за красных, а дед по линии отца — за белых. Он из донских казаков, служил в Семеновском полку. Они оба мне дороги. К сожалению, политиков история ничего не учит. Я никогда не стану ни коричневым, ни красным, ни белым. И я никогда не стрелял в прошлое. Россия — это моя страна, это мое прошлое и моя история.
Я помню завет моего деда. Перед смертью он позвал меня, взял мою ручонку детскую и сказал: "Внучек, Шурка, запомни четыре фразы, и ты выживешь. Люби Россию, и если понадобится, отдай за нее жизнь. Сердце отдай людям. Душу отдай Господи Богу. Честь сохрани себе и никому ее не отдавай".
Мне было тогда 6 лет, я ничего не понял, заплакал и убежал. Но шли годы, и я понял, что дед оставил мне самый мощный фундамент, который может дать отец сыну, дед — внуку.
— И последнее — если бы жизнь начать сначала, ты хотел бы что-нибудь изменить?
— Не знаю. Быть может, не допустил бы каких-то ошибок. А с другой стороны — есть моя жизнь, моя судьба, и как все происходит — так и должно быть.
— Спасибо, Саша, за встречу и за беседу!
— А вам, владимирцам, хочу пожелать Добра и Любви!

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник культуры России.
Фото автора.

Личное дело

Александр Яковлевич Михайлов родился 5 октября 1944 года в поселке Оловянное Читинской области. В 1969 окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств. Работал в театрах Саратова и Москвы.
Лауреат премии Ленинского комсомола (1981), государственной премии РСФСР им. бр. Васильевых (1983, за фильм "Мужики").
Лучший актер 1982 ("Мужики") и 1986 ("Змеелов") годов по опросу жуpнала "Советский экран". Народный артист России (1992).

Возможно Вас также заинтересует:

  1. В ночь с четверга на пятницу здесь лучше не ходить В исторических пределах Владимирского наместничества, близ старого почтового тракта из...
Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Грейдеры Caterpillar нового поколения: К-серия Современные мониторы с LED-подсветкой Эвакуация автомобилей

Комментарии запрещены.