«Позолоченная » лихорадка

Первый проректор Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ) Виктор Малыгин сообщил нашей газете, что в этом году более 40 процентов медалистов не прошли собеседование. А из 184 медалистов, подавших заявления в вуз, 50 вообще не поступили!

— Все чаще медалисты не подтверждают свои знания, — резюмирует Виктор Трофимович, — настоящих считанные единицы.

Николай Садовский — преподаватель Владимирского госуниверситета.

— Знаю случай, — говорит Николай Владимирович, — когда медалист, поступавший на отделение журналистики, кроме "Войны и мира" не смог назвать ни одного произведения Льва Толстого, а другой написал частицу "не" и глагол "знаю" слитно. Некоторые составляют заявления в вузы, где в каждой строчке по ошибке! Без комментариев.

Почему так происходит? Ведь в последние годы Министерство образования делало многое, чтобы количество отмеченных наградой выпускников уменьшилось. Областная комиссия по проверке работ золотых медалистов ("серебро" отдано на откуп районным комиссиям) ежегодно отклоняет десятую часть работ по русскому языку и четыре-пять по математике — и всё равно эти меры не помогают справиться с валом незаслуженных наград.

"Гонка награждений"

Владимирские школа N 36 и гимназия N 23 в плане подготовки медалистов заведения показательные. Оба считаются элитными. Первое известно физико-математическим уклоном, второе — гуманитарно-лингвистическим. Но есть одно разительное отличие. Гимназия из года в год является чемпионом по выпуску золотых и серебряных медалистов (в этом году цифра составила 12 процентов), школа — напротив — аутсайдером (около пяти процентов).

Директор-"аутсайдер" Елена Кувшинова считает, что преподаватели родной школы предъявляют к ученикам традиционно высокие требования.

— У нас нет "липовых" медалистов, — говорит Елена Борисовна. -Золотые и серебряные медалисты поступают с первой попытки в самые престижные вузы страны. Не припомню случая, чтобы кто-то провалил собеседование или тестирование. Это исключено. Более девяноста процентов выпускников поступают в вузы.

Со слов директора, во владимирских школах создан настоящий культ медали. У директоров существует негласная установка догнать и перегнать друг друга по количеству медалистов — чем больше медалей, тем престижнее школа. В погоне за престижем учителя "вытягивают" медалистов, отслеживают отличников и предлагают им идти на медаль: и ученику "польза", и школе "почет". И не дай бог, если у кандидата в медалисты возникнут проблемы по какой-нибудь дисциплине. Виноватым окажется учитель. Его обвинят в том, что он "заваливает" талантливого ученика.

Владимир Фурашов — профессор Владимирского педуниверситета — усматривает другую особенность.

— Образование стало модой, — говорит он, — и родители учеников, следуя этой моде, ориентируют своих чад на получение отличных оценок по принципу: "Чем больше у тебя будет пятерок, тем лучше ты устроишься в жизни". Но это же чушь! Самообразование, творческое развитие и способность усваивать знания ради формальной оценки (читай: медали) — вещи совершенно разные. Получается, что дети становятся жертвами чересчур амбициозных родителей, которые усвоили порочный стереотип отличной отметки.

Гуманитарно-лингвистическая гимназия N 23 считается чуть ли не самой престижной в городе. В этом году она выпустила 18 медалистов, больше, чем какая-либо другая школа области. Образцово-показательное заведение показывали даже послу Соединенных Штатов Александру Вершбоу, который недавно посещал Владимир. Да вот беда — медалисты гимназии частенько проваливают собеседования. Так, в этом году во Владимирском педагогическом университете двое медалистов собеседование не прошли.

Задаю вопрос директору гимназии Елене Курицыной — отчего так происходит? Елене Дмитриевне вопрос явно не по нутру: "Ну какая разница?! Ребята всё равно в престижные вузы поступают, даже за границей учатся".

Наверное, средний уровень подготовки гимназистов выше, чем в других владимирских школах, но не стала ли гимназия заложницей собственного ПРЕСТИЖА? Между директором и местным педуниверситетом идет давняя война, поводом для которой явилось якобы необъективное отношение к медалистам из 23-й гимназии. Ситуацию проясняет университетский преподаватель английского Светлана Галицкая.

— Этим летом медалистка 23-й гимназии действительно не прошла собеседование по иностранному языку, — говорит Светлана Ювенальевна. — Некоторых гимназистов подводит недостаточное знание грамматики. Они свободно выражают свои мысли, имеют широкий словарный запас, но допускают грамматические ошибки. Предвзятого отношения к гимназистам нет, просто до уровня медалистов иногда недотягивают.

Кто ответит
по гамбургскому счету?

Елена Фомичева — золотая медалистка. Окончила профильный класс 36-й школы и поступила на факультет экономики Московского государственного университета. Марафонская дистанция к медали далась ей не без труда.

— Регулярно учила все предметы, — говорит Лена. — Иногда было действительно очень тяжело. Но теперь, когда всё позади, трудное забывается. В МГУ на "отлично" сдала экзамен по математике, поэтому от остальных экзаменов меня освободили.

Интересуюсь, для чего Елена шла к золотой медали.

— Мой старший брат — медалист, — призналась новоиспеченная студентка, — хотелось доказать, что я не хуже. Это наша семейная традиция. С другой стороны, не очень серьезно отношусь к медалям. Слышала, что их можно купить. Много медалистов не подтверждают свои знания. Грустно и обидно. Ведь я получила медаль вполне заслуженно. Мной гордятся родители, учителя, школа. Нет, медаль не дает ощущения престижа. Скорее, повышает собственную самооценку.

Богдан Апанчук — одноклассник Елены. Не медалист, но отличник. В этом году благодаря своим знаниям поступил в Московский физико-технический институт. Мечтает о карьере программиста.

— Никогда не ставил перед собой цель стать медалистом, — признается Богдан. — Он обязан глубоко знать все предметы, даже те, которые ему не пригодятся при поступлении в вуз. По-моему, это бред. Главное — поступить в институт. Я по-настоящему постигал только профильные дисциплины. Медалисты же "распыляются" на остальные науки. Куда полезнее школьные олимпиады. Там ты отвечаешь по гамбургскому счету и реально оцениваешь свои возможности. В зональной олимпиаде по физике занял восьмое место. Это придало уверенности. Замахнулся на МФТИ — и получилось!

А вот с золотой медалисткой Аленой Соколовой, выпускницей школы N 6, высокое звание сыграло злую шутку. (Имя и фамилию девушки редакция по понятным причинам изменила). Она неудачно сдала экзамен по математике в МГУ (факультет вычислительной математики и кибернетики). Девушка подала документы во Владимирский госуниверситет на специальность "Информатика в экономике". Но и здесь ее постигла неудача. У Алены осталась последняя надежда — штурмовать местный филиал финансово-экономического института. И снова провал. Для зачисления без экзаменов не хватило двух баллов.

— Безумно переживала свои неудачи, — прячет глаза Алена, — долго плакала, никого не хотела видеть. Переживали родители, учителя. Ужас! Труднее всего давались русский язык и литература. Занималась с репетиторами, подтягивала знания. Мама — физик, тоже помогала.

Для Алены медаль обернулась горьким разочарованием и психологической травмой. Теперь она осознала все минусы "золота". Спрашиваю, станет ли она советовать своим друзьям стать медалистами? "Ни за что!".

Медалист знает все, а в итоге — ничего

Министр образования Владимир Филиппов заявил, что приблизительно через три года поступить в университет можно будет только по результатам единого госэкзамена. Проходящий в 19 регионах эксперимент, похоже, себя оправдывает. Новшество заключается в том, что школьные выпускные экзамены приравняют к вступительным в вуз. Сама медаль, как поощрение за старания в учебе, положим, сохранится, — льгота исчезнет. Проблема в том, что каждая школа дает ученикам разный уровень знаний. Соответственно и качество медалей везде разное. Даже в 23-й гимназии есть неполновесные медали, что говорить о сельских школах, где, предположим, математик ведет иностранный язык, а химик — географию. Учителей на селе катастрофически не хватает. А ведь и там встречаются медалисты, которые пользуются льготами — иной вопрос как. Система, очевидно, устарела. Случаются, правда, исключения. Преподаватель ВГПУ Светлана Галицкая привела пример, когда медалистка из глухой костромской деревни на собеседовании утерла нос выпускнице английской спецшколы.

Медалиста можно сравнить с профессиональным спортсменом. Он всеми правдами и неправдами готовит себя к победе, тренируется, не жалея сил, случается — принимает вредные стимуляторы. Всё подчинено во имя МЕДАЛИ. Своего достиг, а здоровья нет, организм изношен. И знаний, как оказывается, мало. (К талантливым ребятам, таким как, например, Елена Фомичева, это не относится). Медалист знает всё, а в итоге ничего. Чем не трагедия? Сколько судеб поломано, развенчано идеалов. Впрочем, этому есть альтернатива — оздоровительная физкультура. Можно просто бегать по утрам, делать зарядку и воспитывать в себе гармоничную личность. Это и будет образ крепкого хорошиста или отличника, но никак не медалиста. Кстати, на будущий год 23-я гимназия планирует выпустить всего десять медалистов. К чему бы это?

Андрей ТРОХИН.

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Родился? Получи медаль! Владимирский муниципалитет совместно с местным отделом ЗАГС объявили конкурс на...
  2. Школу не закроют Ранее «Призыв» сообщал, что судьба 11-й школы областного центра внезапно...
  3. Экзамен сдали, впереди — медали Во Владимирской области подводят итоги единых госэкзаменов. Как выяснилось, владимирские...
Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Квартиры вместо гостиничных номеров Увлажнитель воздуха «Темный Дворецкий» второй сезон

Комментарии запрещены.