16+

Служить мельпомене идут не по диплому, а по призванию

Любительский театр как явление зародился еще в дореволюционные времена. И в наш просвещенный век на российских просторах радует земляков своим искусством большое количество театров с артистами «от сохи», можно сказать, фанатами сцены.

В отрыве от быта

Жизнь любительских спектаклей скоротечна -пара постановок в сезон после полугодичного репетиционного периода. Как же трудно режиссеру сначала найти интересную и подъемную для труппы пьесу, а затем собирать на репетиции людей, у которых свободны только вечера да выходные, а если говорить о семейных женщинах, у тех и времени-то свободного нет: дома у них «вторая смена». Прибавьте трудности с декорациями и прочие театральные хлопоты, которые в самодеятельном театре особенно обременительны.

Народные театры, подтверждающие это почетное звание (народный театр!) из года в год, не редкость на земле владимирской. Думаю, не последнее место в их ряду занимает народный театр из Гусь-Хрустального, основанный 32 года назад его бессменным
руководителем Ольгой Тарлаковой. За эти годы гусевчане увидели театральные постановки по пьесам как именитых русских, советских и зарубежных драматургов, так и малоизвестных авторов. Менялись актеры, жанры спектаклей, но неизменно народному театру сопутствовал творческий успех.

«Контрольный выстрел»

«Не дай вам бог, господа, коротать свою старость на обломках собственного Отечества…» Это начало очень важного обращения академика Кораблева к зрителям спектакля «Контрольный выстрел» по одноименной пьесе Станислава Говорухина и Юрия Полякова, показанного в этом году Ольгой Тарлаковой. Его действие происходит в 2001 году, но все сюжетные линии, воплощенные на сцене жизненные перипетии актуальны и поныне. Круг основных персонажей – семейство академика Кораблева, который когда-то создавал ядерный щит Родины, а когда щит «отправили на помойку», академик остался не у дел. Его жена профессор Вера Михайловна ради денег, тайком, под именем Ричарда Баранова, пишет книгу о современной жизни, и это якобы монография о сленге. При этом новоиспеченная писательница шокирует окружающих блатным жаргоном.

Сочинение под названием «Контрольный выстрел», по замыслу автора, пародия, но неожиданно для Веры Михайловны оно воспринимается читателями вполне серьезно и становится настоящим бестселлером, идет нарасхват, попадает и в руки ничего не подозревающих близких. Разоблачение успешного автора производит в семье настоящий фурор.

И все же главной интригой пьесы является переплетение отношений внучки Кораблевых Даши, образованного нефтяного олигарха (трижды академика!) Владимира Корзуба и первой любви Даши морского офицера Алексея. Владимир Ильич обаял юную переводчицу и по-человечески, и, надо думать, многомиллионным состоянием, но приезд на побывку Алексея, казалось бы, возвращает прежние чувства…

Среди персонажей, отражающих реалии нашего времени, участковый милиционер Кабулов, кандидат наук Светлана Петровна, работающая дворником, ее гулящая дочь студентка Галя, американский сын Кораблевых Иосиф и издатель Марина Львовна, телохранитель и секретарша Корзуба, греческий миллионер Лоидис и режиссер Секвойев, «где-то» доставший танк для своего перфоманса на улицах столицы, посвященного событиям 1991 года. Многонаселенность спектакля, большое число дебютантов – все это поставило перед режиссером трудные задачи, с которыми Ольга Александровна профессионально справилась.

Земляки на сцене

Очень сложен вопрос восприятия самодеятельного театрального творчества искушенной публикой. С одной стороны, на сцене твои земляки, зачастую друзья, сослуживцы, соседи и родственники, и это уже вызывает интерес, с другой стороны, хочется увидеть по-настоящему качественное сценическое зрелище, что для актера-любителя не всегда оборачивается удачей. Здесь показательны вторичные после премьерного дня спектакли.

Премьера и повторный показ «Контрольного выстрела» прошли в переполненном публикой зале. На сцену в качестве актеров выходили школьный учитель и журналист, городской чиновник и пенсионер, отставной офицер (офицерша!) и предприниматель, оператор станка с ЧПУ и преподаватель фитнеса, менеджер и медицинский юрист, хозяйственные руководители и сотрудник Музея хрусталя, начальник криминалистической службы полиции. Все они полгода существовали в столь напряженном ритме, что думалось: все, хватит, надо отдохнуть от театра, переждать годик-другой…

Но зрители ждут новых спектаклей, и новый театральный сезон обязательно будет!

Сергей Фролкин

Просмотры: