16+

Как повысить избирательную активность?

 За полгода до масштабных выборов в органы местного самоуправления избирательная комиссия Владимирской области провела социологический опрос, призванный выявить пути повышения избирательной активности жителей региона.

Исследование проводилось в областном центре, в городе Радужный и в пяти районах Владимирской области: Гусь-Хрустальном, Муромском, Собинском, Судогодском и Юрьев-Польском. Всего было опрошено более тысячи человек различного возраста и профессий.

Результаты опроса подтвердили хорошо известный факт, что активность избирателей заметно снижается в зависимости от уровня выборов. Так, выбирать президента страны в свое время отправилось почти 80% респондентов, а вот депутатов Законодательного Собрания области – менее половины граждан (47%). Высок процент людей, которые уже и не помнят, ходили они на выборы или нет.

При этом женщины чаще исполняли свой гражданский долг, нежели мужчины, а более старшее поколение активнее приходило на избирательные участки. Важно обратить внимание и на то, что количество респондентов в возрасте от 31 до 50 лет, голосовавших на выборах депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания области, составляет порядка 42%. Получается, что электоральная активность жителей региона среднего возраста практически не отличается от избирательной активности молодежи. Переломным следует считать возрастной рубеж в 50 лет.

Влияет на электоральную активность населения и статус населенного пункта, в котором проживают избиратели. Наиболее дисциплинированными в плане выборов являются жители сел и деревень, больше всего «прогульщиков» – в городе Владимире.

Если говорить о социальной принадлежности избирателей, то на президентских выборах достаточно активными были представители всех профессиональных групп, кроме студентов (не голосовали 39% учащихся вузов). Выборы депутатов Государственной Думы наряду со студентами «проигнорировали» работники сферы торговли и обслуживания населения (голосовали –  36%, не голосовали – 49,5%), предприниматели (голосовали –  29%, не голосовали – 37%) и домохозяйки (голосовали –  33%, не голосовали – 43%). Представители этих же групп оказались наименее активными и при избрании депутатского корпуса ЗС области. Исключение здесь составили лишь предприниматели, которые придали выборам в региональный парламент немалое значение (голосовали – 45%, не голосовали – 37%). Низкий интерес к региональным выборам проявили безработные и работники кредитно-финансовой сферы.

Таким образом, самыми «голосующими» на сегодняшний день во Владимирской области являются пенсионеры, а также работники бюджетной сферы, управленческое звено, сотрудники МВД, работники образования и здравоохранения.

При этом нельзя не отметить фактор социального самочувствия. Чем более респонденты удовлетворены своей жизнью и материальным достатком, тем охотнее они идут на избирательные участки. Причем избирательная активность зависит от собственной оценки респондентов их материального статуса, а не от абсолютной величины доходов.

Жители Владимирской области в целом не проявляют особого интереса к предвыборной борьбе между партиями и кандидатами. Лишь каждый десятый подходит к выборам во всеоружии – внимательно следит за избирательной кампанией и изучает агитационные материалы. 13% респондентов предвыборные баталии вообще безразличны, у 17% избирательные кампании вызывают раздражение, а еще 6% респондентов заявляют, что они и вовсе не видят никакой борьбы между кандидатами и политическими объединениями. И все же более половины жителей области хоть и не очень внимательно, но следят за предвыборными материалами, хотя бы просматривают, когда листовки попадаются им на глаза.

Небрежность в подходе к политическому выбору ярко демонстрирует тот факт, что многие избиратели, которые приняли участие в выборах в Законодательное Собрание области в 2009 году, не помнят, за какого кандидата и политическую партию они отдали свои голоса. Особенно это относится к депутатам-одномандатникам.

Почему же люди не ходят голосовать? Респонденты выделяют четыре основные причины, которые определяют низкую электоральную активность россиян: это неверие в честность выборов, неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области и города, мнение о том, что результаты выборов являются предсказуемыми, а также то, что россиян не интересует политика. Несмотря на настороженное отношение к результатам выборов, необходимость проведения волеизъявления у граждан не вызывает сомнений. 86,5% жителей области уверено, что президента нужно избирать на всеобщих выборах, половина респондентов настаивает на прямых выборах губернатора и глав городов и районов области.

Примечательно, что самым важным условием привлечения своих сограждан на выборы жители Владимирской области считают обязательное выполнение депутатами (и политиками вообще) своих предвыборных обещаний. Так ответил 21% респондентов. Среди прочих «привлекающих маневров»: материальное поощрение избирателей (7,6%), выдвижение понятных и конкретных программ (4,4%), организация культурно-массовых мероприятий и концертов (3,4%), возвращение графы «Против всех» (3,4%). По одному человеку ответили, что для привлечения людей на выборы необходимо: в день выборов снижать цены на продукты питания на 50%, ликвидировать бедность, бороться с алкоголизмом, создать атмосферу торжественности, отменить неприкосновенность депутатов, раздавать продовольственные наборы, приглашать на выборы через сотовые компании и проводить выставки на избирательных участках.

Юлия Денисова

Просмотры: