16+

Бизнесмен на час

 У 10 процентов владимирцев, получивших от государства 58,8 тыс. рублей на открытие своего дела, бизнес не пошел. Какова судьба этих денег?

Если учесть, что в прошлом году через программу самозанятости областного департамента по труду и занятости населения прошло 1000 владимирцев, нетрудно подсчитать, что число бизнесменов-неудачников составляет около сотни. Получается, чуть ли не 6 млн рублей государственных субсидий ушло в песок.

Нет ли здесь мошенников?

Как сообщила нашей газете заместитель директора областного департамента по труду и занятости населения Елена Целяпина, примерно 10 процентов граждан, участвовавших в программе самозанятости, в прошлом году сдали в налоговую службу свидетельства на право ведения индивидуальной трудовой деятельности. Это значит, что бизнес у них прогорел в силу самых разных обстоятельств. Кто-то заболел или сменил место жительства, кто-то жалуется на увеличение налогов, арендной платы – в результате вести дело становится невыгодным.

У одного жителя Гусь-Хрустального района в результате мора погибло все перепелиное поголовье. А другая новоявленная предпринимательница во время ведения бизнеса неожиданно забеременела. Естественно, в ближайшее время ее займут совсем иные заботы. (К слову, беременные женщины не могут претендовать на субсидию). Некоторым молодым бизнесменам прислали повестку в армию, поэтому им тоже придется сменить сферу деятельности.

Одно дело, если бизнес прогорел в силу объективных причин, а если речь идет о мошенничестве? В данный момент прокуратура области ведет тотальную проверку новоиспеченных предпринимателей. «Отказникам» необходимо предоставить товарные чеки, подтверждающие расходы по назначению. Это смогли сделать не все. Несколько дел прокуратурой уже передано в суд. Впрочем, часть исков была в то же время отозвана. Доводы бизнесменов признали обоснованными.

–  Программа самозанятости населения прежде всего направлена на стимулирование малого бизнеса, – дал комментарий нашей газете заместитель прокурора Владимирской области Эдуард Селезнев. – С чем столкнулись прокуроры на самом деле? С фактами, когда получатели пособий вынуждены были делиться: федеральные деньги использовались пополам между ними и определенными людьми. Мы прекрасно понимаем: если эти деньги использовались, должен быть соответствующий уголовный исход. Стала поступать информация о том, что люди и не собирались заниматься ведением бизнеса. Им просто доводили до сведения, что есть возможность получить 58 тысяч, 20 из них вернуть и потом ни за что не отчитываться. О каком бизнесе идет речь, если человек спустя два месяца после того, как получил деньги, снялся с учета в налоговом органе как предприниматель? Не начав предпринимательскую деятельность и не показав ни одного документа. Разве на это выделялись средства? Если предприниматели действительно показывают результаты своей деятельности, мы ограничиваемся проверочными мероприятиями.

–  И все равно мне не понятна столь жесткая позиция прокуратуры, – говорит заместитель директора областного департамента по труду и занятости населения Елена Целяпина. – Люди только-только начали работать, а их начинают проверять, таскать по кабинетам. Человек учится ведению бизнеса, он может ошибаться. В этой ситуации их надо поддерживать, а не грозить им судебными исками! Вы понимаете, что эти 58800 рублей – средства небольшие. Людям дается попытка проявить инициативу. Дело может и прогореть – это бизнес, риски. Но само стремление людей изменить ситуацию надо поддерживать. Никогда в бизнесе не бывает так, что все у всех получается. Стопроцентной эффективности не бывает.

Чиновница ссылается на опыт Германии, где тоже действует аналогичная программа. Немцы считают, что, если хотя бы половина новоявленных бизнесменов продержится больше года, это уже хорошо. Право на ошибку должно быть у каждого. Людям дается попытка узнать, что такое бизнес, как надо работать с налоговыми органами, правильно оформлять документы. Это своего рода экспериментальная площадка.

Деловые люди год спустя

Год назад «Призыв» рассказывал о трех наших земляках, которые получили от государства субсидии на открытие бизнеса. Мы снова встретились с предприимчивыми владимирцами и посмотрели, как у них развивается бизнес. Приятно уже то, что ни у кого бизнес не развалился.

Елена Баринова летом прошлого года на трассе Москва – Нижний Новгород открыла кафе на автозаправочной станции.

– О том, что пошла в бизнес, совершенно не жалею, – смеется Лена. – Да мне и жалеть-то некогда. Работать надо!

В этом году Баринова открывает второе кафе, и также на АЗС. Работает с тем же самым партнером, который расширяет автозаправочную сеть. Если бы «королева бензоколонки» проявила себя как недобросовестный партнер, предложил бы он поучаствовать Елене в очередном проекте? Нет, конечно! Электрическая печь, которую предпринимательница приобрела на госсубсидию, приносит неплохой доход. Придорожное кафе за это время приобрело популярность. Бывает, сюда наведываются на перекус до сотни автолюбителей. Каждый рублей 70 обязательно оставит, вот и посчитайте, какова может быть дневная выручка.

Хозяйка бизнеса успела приобрести еще одну современную кофе-машину, а сейчас экономит деньги на второе кафе. Бизнес по-прежнему требует ощутимых вложений. Придется брать кредит в банке, как минимум, 300 тысяч рублей. Баринова надеется выиграть региональный грант в сфере малого и среднего бизнеса. Если ей улыбнется удача, она может получить до 300 тысяч рублей.

Молодой предприниматель Максим Шестаков занимается экологическим бизнесом. Он установил в областном центре сеть автоматов по очистке воды. Опускаешь монетку, подставляешь тару – и чистая водичка полилась.

По признанию коммерсанта, чтобы автомат приносил стабильный доход, через него должно проходить не менее 300 литров воды. На деле же показатель потребления не всегда таков. Может, не хватает рекламы, не исключено, что сказывается острая конкуренция. И хотя Шестаков – единственный предприниматель в области, оказывающий именно эту услугу с помощью автоматов, достаточно прийти в магазин, чтобы оценить разнообразие «водных брендов». А еще есть бытовые фильтры для воды, кроме того, в городе работают фирмы, доставляющие в офисы очищенную воду для кулеров. А кто-то из владимирцев психологически не созрел платить за воду –  ездит за живительной влагой на родники.

В задумках предпринимателя приобрести уличные автоматы по очистке воды. Один такой уже стоит на улице Безыменского в областном центре и гораздо быстрее окупается, чем фильтры внутри помещений. Такому автомату не требуется особая реклама хотя бы потому, что он стоит у всех на виду. Аппарат антивандальный, а система подогрева позволяет использовать его даже зимой – вода не замерзает и при крепких морозах. Однако на все нужны деньги. Ради вложения в бизнес Максим вынужден был продать автомобиль.

– За год мы успели приобрести еще два автомата по очистке воды, – говорит Максим. – Бизнес окупается, приносит доход, но, признаться, хотелось бы большего.

У психолога Елены Киреевой бизнес также держится на плаву и приносит небольшой, но стабильный доход. Она открыла кабинет психологической консультации.

–  Я чувствую себя в своей тарелке, потому что занимаюсь любимой профессией, – говорит Елена. –  Это так здорово – помогать люд ям. Бизнес дал мне свободу. Я работаю на себя, я независима.

Елена ведет женские курсы, организует психологические тренинги, направленные на духовный рост личности, повышение самооценки, преодоление депрессии вследствие развода и других жизненных проблем, привлекает к работе внештатных сотрудников, визажистов, стилистов, которые учат женщин быть более красивыми и обаятельными.

В данный момент Елена набрала три группы, занятия рассчитаны на два с половиной месяца. Выручки хватает на аренду помещения, оплату коммунальных платежей, приобретение специальной литературы, рекламу по местному телевидению.

В этом году прогоревших нет. Пока

Как видим, с нашими героями все складывается вполне благополучно, и государственная поддержка им пришлась весьма кстати. У кого-то больше успехов, у кого-то результаты скромнее, но никто из них не собирается бросать начатое дело. Кстати, прокуратура проявляла интерес в том числе и к ним. Бизнесмены к вниманию «государева ока» отнеслись с пониманием, им скрывать нечего. Они ведут честный бизнес, исправно платят налоги, хранят товарные чеки.

– 90 процентов участников программы самозанятости во Владимирской области продолжают вести бизнес – это хороший результат, – подчеркнула заместитель директора областного департамента по труду и занятости населения Елена Целяпина. – Да, где-то не исключены случаи мошенничества, недобросовестного отношения к делу. Сейчас только начинает выстраиваться система контроля, ее в прошлом году, по сути, не существовало.

По словам директора Центра занятости населения города Суздаля Надежды Коноваловой, в прошлом году в программе самозанятости участвовали 25 жителей города и района. В основном, это бизнес по оказанию различных услуг и разведению крупного рогатого скота. Услуги самые разнообразные – шиномонтаж, грузоперевозки. В Боголюбово один местный житель открыл цех по производству сувениров, а в Суздале молодой предприниматель получил средства на открытие кафе.

Как отметила Надежда Коновалова, в этом году квота по программе самозанятости населения также составила 25 человек. Недавно поступила заявка по выращиванию цветочной рассады. На подходе не менее интересные бизнес-предложения.

Немало положительных примеров и в Собинском районе. Как рассказал директор местной «биржи труда» Владимир Путов, граждане открывают парикмахерские, ателье по ремонту бытовой техники. Жительница райцентра приобрела на государственные деньги лошадь и за определенную плату предоставляет услуги по верховой езде. Впрочем, есть и негативные примеры. В прошлом году из 40 человек – участников программы самозанятости у десятерых бизнес, что называется, не пошел. Выходит, число «отказников» в Собинском районе в 2,5 раза выше среднеобластных показателей. Имеется ли здесь злой умысел, предстоит ответить правоохранительным органам.

К слову, в этом году пока не было ни одного случая неудачного бизнеса среди безработных. В программе предполагается участие 1100 владимирцев, на что выделено 64,7 млн рублей. По данным на 18 мая, 415 человек уже получили субсидии на ведение бизнеса.

В службе занятости признают, что механизм возврата денег в программе самозанятости до сих пор не проработан, образовался правовой вакуум. Что такое без малого 59 тысяч рублей? Это пособие по безработице на год вперед. Получается, если бизнес прогорит и человек снова пополнит армию безработных, ничто не мешает ему снова встать на учет в Центр занятости. Почему так сделано, понять можно. Если государство «закрутит гайки», люди поостерегутся проявлять частную инициативу и просить денег у государства. Да и рисков в бизнесе еще никто не отменял. Бить по рукам за это граждан нельзя, ну а если факт мошенничества докажут в суде, на то есть Уголовный кодекс. Здесь важно выдержать баланс между доверием государства и обязательствами граждан, иначе перекос как в одну, так и в другую сторону чреват неприятными последствиями.

Кстати

За 4 месяца этого года в регионе трудоустроено 14,6 тыс. граждан

С начала года в центры занятости населения Владимирской области в поиске работы обратились более 24 тыс. граждан, из них 22,7 тыс. – не занятых трудовой деятельностью, сообщает пресс-служба администрации области. По сравнению с предыдущим годом число обращений уменьшилось на 37 процентов. Безработными признаны 15,7 тыс. человек – в 1,7 раза меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

По данным на 12 мая, в органах службы занятости зарегистрировано 22 589 безработных, или 3 процента экономически активного населения. Более 47 процентов безработных имеют среднее и начальное профессиональное образование и только 15 процентов – высшее образование. Самый высокий уровень безработицы в Камешковском районе (6,7%), а также в Гороховецком (5,1 %), Гусь-Хрустальном (5 %), Судогодском (4,6 %) и Селивановском (4,5 %) районах.

Андрей Трохин

Просмотры: