16+

Кто последний за здоровьем?

На днях глава Министерства здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заявила, что с 2012 года в России будет действовать система электронной записи к врачу. По мнению министра, это должно сократить очередность в поликлиниках. Мы поинтересовались у владимирских врачей, что они думают о грядущих новациях.

Регистратуру переведут на электронную основу

По словам министра, в отдельных регионах уже существует практика электронной системы записи к врачу. Люди не стоят в очередях, чтобы попасть на прием, а заранее записываются на конкретную дату и время через Интернет или по телефону.

–  Мы полагаем, что 2012 год должен быть годом, когда мы это направление внедрим по всей стране, – сказала Голикова, выступая с докладом перед президентом РФ.

В свою очередь Дмитрий Медведев предложил уже сейчас запустить пилотные проекты электронной записи к врачу и электронной формы ведения истории болезни в ряде регионов.

–  Значительная часть людей, которая привыкла своим временем дорожить, воспользуется методикой, – сказал он, отметив, что «электронная форма истории болезни и электронная регистрация – это завтрашний день». – Внедрение таких механизмов необходимо, чтобы оптимизировать работу поликлиники. В настоящее время граждане теряют много времени, простаивая в очередях в регистратуру.

Правда, регионов, готовых к внедрению таких проектов, немного. Но они все-таки есть. В качестве пилотных были выбраны Москва, Татарстан, Пермь и Башкирия.

Интернет и человеческий фактор

А вот в Перми электронная запись к врачам уже действует. Причем сравнительно давно. И популярность ее возрастает. Через интернет-портал в январе 2010 года было произведено 22 тысячи 570 записей (по сравнению с январем 2009 года – рост в 6,6 раза). По мнению директора Пермского краевого медицинского информационно-аналитического центра Сергея Степнова, в нынешнем году ожидается дальнейший рост числа пользователей.

– Сайт k-vrachu.ru является одной из составляющих системы «Электронная регистратура». Запись на прием осуществляется не только с помощью интернет-портала, но и через специализированный call-центр, операторы которого, пользуясь информационной базой проекта, осуществляют запись на прием и консультации населения, –  отмечает он.

 Также пермяки по-прежнему могут воспользоваться традиционным способом записи –   через регистратуру лечебного учреждения. Время ожидания медицинской помощи сокращает и то, что врач первичного звена имеет возможность выписать пациенту электронное направление к специалистам узкого профиля или в стационар.

Запись к врачам через Интернет есть и в Архангельске. Здесь с апреля прошлого года стало возможным попасть на прием, предварительно отправив заявку по электронной почте. Запись идет на свободное время в расписании соответствующего врача, начиная со следующего дня после получения заявки, в сроки, предусмотренные программой госгарантии оказания бесплатной медпомощи гражданам РФ на территории Архангельской области. В электронном письме человеку необходимо указать, к какому врачу он желает попасть, ориентировочную дату визита, серию и номер страхового полиса, фамилию, имя, отчество, а также адрес и телефон, без которого заявка будет считаться недействительной. Ведь именно по телефону в самое ближайшее время с пациентом согласовывают окончательно время визита к специалисту.

В Чебоксарах действует запись и по телефону, и через Интернет. Однако, как выясняется, даже благодаря современным технологиям не всегда беспрепятственно можно попасть на прием к врачу. Причиной тому нередко бывает опять-таки человеческий фактор. На чебоксарских форумах, в частности www.forum.na-svyazi.ru, можно прочитать негативные мнения пациентов о нововведении. Собственно, не устраивает не сам механизм записи, а то, что врач во время приема дает преференции пациентам из живой очереди перед теми, кто воспользовался глобальной сетью.

А направление даст терапевт

Во владимирских медучреждениях до Интернета пока далеко. Во всех поликлиниках областного центра действует «смешанная» система приема. К врачу можно попасть как по талону и записи, так и в порядке очереди. Все зависит от конкретного специалиста. Например, в поликлинике ПО «Автоприбор-Точмаш» терапевт, хирург, травматолог, лор, инфекционист принимают в порядке живой очереди, непосредственно в день обращения. Что касается невролога, эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога, ревматолога, то к ним запись идет исключительно у терапевта.

– Раньше к этим специалистам мы выдавали талоны и выкладывали в регистратуру листы самозаписи. С утра сталкивались с разгоряченной ожиданием толпой, «караулящей» талоны к врачу. Мы поняли, что подобная система неэффективна. Допустим, у больного кольнуло в сердце, и он спешит в поликлинику: «Запишите меня к кардиологу». Получает талон. А настоящим больным, у которых действительно серьезные проблемы с сердцем, талонов может не достаться. И тогда мы решили, что первоначально все страждущие с болями в сердце, желудке, суставах должны сначала обследоваться у терапевта, который и определит, нужна ли консультация узкого специалиста. И если да – даст талон. Те, кому помощь необходима срочно, попадают на прием в этот же день. Плановые больные – в течение недели, – поясняет заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе ПО «Автоприбор-Точмаш» Василий Тараканов. – Благодаря такому порядку работы узкие специалисты стали намного доступнее.

Порой пациенты недовольны, что перед тем, как попасть к специалисту, вынуждены посетить терапевта. Но медики возражают: такова уж психология обычного человека, что он уверен – лечить его заболевания должен исключительно врач узкой специализации. А терапевт нужен лишь тогда, когда речь идет о гриппе или ОРВИ. Это неправильно. Терапевты раз в пять лет обязательно проходят обучение, где им читают разделы общей терапии, кардиологии, ревматологии, гастроэнтерологии…

На первом этапе, уверяет Василий Тараканов, терапевт назначит пациенту по конкретному заболеванию точно такое же лечение, как и узкий специалист. Другое дело, если диагноз до конца не ясен, и требуется более глубокое понимание вопроса. Или речь идет о том, чем терапевт никогда не занимался, например, офтальмологическими проблемами.

Кстати, сегодня окулист – один из самых востребованных врачей во всех поликлиниках Владимира. Объясняется это просто: примерно 70% пациентов ЛПУ -пожилые люди. И у всех проблемы со зрением: внутриглазное давление, катаракта и прочее. Раньше в поликлинике ПО «Автоприбор-Точмаш», чтобы попасть к окулисту, больные ждали очереди несколько дней. Сейчас, когда действует кабинет доврачебного приема, где целый день работает медсестра окулиста, очереди к врачу заметно сократились. Медсестра может проверить остроту зрения, подобрать очки, оказать самую элементарную первую помощь, измерить внутриглазное давление…

Сейчас в поликлинике почти 100% укомплектованность врачами. Терапевтов здесь хватает, а что касается узких специалистов, то необходим невролог и еще один окулист. Есть проблемы с ревматологом. Теоретически он в штате, но уже долгое время находится на больничном. И пациенты пока остались без специалиста.

– Мы по мере возможности решаем проблему, – говорит Василий Семенович. – Звоним коллегам, просим принять наших больных. Уговариваем врачей стационара поработать в поликлинике. Но отсутствие врача все равно заметно.

В городской поликлинике № 1 к терапевту идут в порядке живой очереди, а вот к специалистам – эндокринологу, невропатологу, кардиологу, пульмонологу, гастроэнтерологу – либо через терапевта, либо по талонам. Правда, талонов в регистратуре обычно бывает очень мало. Их оставляют на «всякий случай». И обычно они расходятся в течение 30-40 минут после того, как их начали выдавать. Окулист, хирург и уролог принимают только по талонам. Это необходимо, чтобы упорядочить время приема.

Главный врач поликлиники Александр Кирюхин говорит, перепробовал разные системы приема больных и одно время даже вовсе отменил талонную систему, но тут как ни странно возмутились сами пациенты: «Сколько времени мы будем сидеть в очередях?» – интересовались они. И все вернулось на круги своя. Сегодня, кстати, к специалистам можно записаться и по телефону, но этой услугой, по словам Кирюхина, мало кто пользуется.

Летом – все здоровые

Парадокс: летом очереди к врачам заметно редеют. Попасть на прием к большинству специалистов можно без проблем. Врачи многих ЛПУ признаются, что сейчас они работают примерно на 70% от своих возможностей. Их основной контингент – пожилые люди. Летом они уезжают на дачи, и коридоры поликлиник резко пустеют. Сезон в медучреждениях начнется осенью, когда старушки соберут урожай и отправятся по врачам – поправлять здоровье.

– Поразительно! Меньше чем за час прошла трех врачей, – удивляется менеджер Татьяна, пациент владимирской поликлиники № 3. – Была здесь зимой, прокляла все на свете: чтобы попасть на прием к терапевту, пришлось ждать полтора часа.

Другая пациентка, Мария Сергеевна, вторит Татьяне: «Весной пыталась попасть к эндокринологу, не могла достать талон. Люди занимали очередь в 4 утра. Я решила отложить визит к врачу до лета. Сейчас пришла, взяла талон и через 10 минут я уже у доктора».

Руководители лечебных учреждений говорят, что в появлении очереди виноваты не только медики, но и сами пациенты: некоторые идут к специалистам без существующей на то необходимости. Некоторые просто безответственно относятся к посещениям: взять талон и не прийти – для них вполне нормальная ситуация. Кроме того, почему-то все норовят попасть в поликлинику именно утром в будние дни. А вечером или в выходные врачебные кабинеты пустуют.

Во второй поликлинике, например, были жалобы от работающего населения, что они не могут попасть на УЗИ. Людям пошли навстречу и перенесли обследование на вечернее время. Доктора работали до 18 часов. Но к ним на прием никто не шел.

Александр Кирюхин приводит аналогичные примеры из работы первой поликлиники. Сегодня специально для пациентов трудоспособного возраста в поликлинике ввели прием специалистов и в вечернее время по будням, и даже субботам и воскресеньям. Но, как оказалось, это напрасный труд: пациентов в это время почти нет. А между тем, врачи доступны.

Ударим кадрами по очередям

Сегодня в нескольких больницах Владимира действует электронная выписка талонов. Она ускоряет систему учета. И если пациент есть в базе, талон на прием ему выпишут гораздо быстрее. Система сокращает время ожидания пациента у окна регистратуры, но никак не спасает от очередей.

По мнению многих врачей, бороться с очередями надо, в первую очередь, не через изменение системы записи к врачу, а за счет притока специалистов. Если их будет достаточно, то качество и доступность медицинской помощи возрастет, и проблема очередей отпадет сама собой.

Например, сегодня во Владимире дефицит ревматологов. Во второй горбольнице ревматолог работает по совместительству. И запись к этому специалисту уже сейчас идет на осень. Если бы специалистов хватало, проблема была бы снята.

Главный врач владимирской детской поликлиники № 1 Татьяна Максимова также уверена: все очереди из-за отсутствия кадров.

– Как можно полноценно работать, если у нас сегодня вместо трех окулистов – один, вместо двух хирургов – «полтора», вместо трех травматологов – два, из трех неврологов – тоже «полтора». Не хватает даже участковых педиатров. Вместо 23 человек у нас работает 17, – приводит Татьяна Александровна неутешительную статистику.

Медики единодушны: запись через Интернет не решит проблему отсутствия кадров и смены поколений. Молодежь в государственную медицину не идет. Средний возраст специалистов – 55 лет. Тех, кому до 30-ти, можно пересчитать по пальцам: «Базу создать можно, но к кому люди будут записываться – не понятно».

Начальник управления здравоохранения администрации города Владимира Владимир Савинов так прокомментировал предстоящее нововведение.

– Спорить с Голиковой я не буду. Раз сказала министр, что с введением электронной системы записи очереди в поликлинику сократятся, значит, так и есть. Нельзя быть ретроградом, надо двигаться вперед. Но, на мой взгляд, решать вопрос с сокращением очередей надо с другого.

Как и его коллеги, Савинов в первую очередь говорит о том, что «в поликлиниках должно быть адекватное количество врачей». А сегодня специалисты не идут работать в ЛПУ, несмотря на закупаемое оборудование и предоставляемые комнаты в общежитии. Молодежь едет искать счастья в Москву или двигает в коммерческую медицину. А врачи постарше – семейные, и готовы ехать из другого региона, только если им дадут квартиру.

Сейчас во Владимире строят социальный дом. Часть квартир, как предполагается, выделят медикам. И перед администрацией встает нелегкий выбор: кому дать жилье – своим специалистам, давно ждущим очереди, или иногородним, чтобы хоть частично решить кадровый вопрос?

Вопрос с нехваткой врачей возникает не только во Владимире, где нет медицинских вузов, но даже в Иванове. Молодежь покидает провинциальный город ради столицы. И изменить ситуацию на уровне местных властей практически невозможно. Медикам надо поднять зарплату и обеспечить жильем, тогда ситуация наладится.

Было бы неплохо, если б правительство, решая проблему очередей за счет Интернета, обратило внимание на другой аспект. В частности, нынешнее законодательство затрудняет приток молодых специалистов в государственные и муниципальные учреждения. Скажем, сейчас выпускники мединститутов имеют право проходить интернатуру исключительно на базе вуза, где есть соответствующее направление, а не на базе ЛПУ, как было раньше.

– Когда ребята приезжали к нам для прохождения интернатуры, кто-нибудь после ее окончания все равно оставался работать в наших больницах. Сейчас такого не предвидится, – разводит руками Савинов.

Начать с начала

Александр Кирюхин полагает, что решать проблему очередей необходимо комплексно. Нужно изменить подходы к тарифной политике («сегодня тарифы копеечные»), нормативным документам («избавить терапевтов от ненужной писанины»), а также рассмотреть проектные и реальные мощности поликлиник в отдельности. В каждом учреждении – свои проблемы.

В частности, в первой поликлинике катастрофически не хватает площадей. По проектной мощности ЛПУ должно обслуживать 500 человек в день, а через медучреждение ежедневно проходит 1500 пациентов. Если решить вопросы с ремонтом и строительством дополнительных помещений, то и очереди исчезнут, не сомневается Кирюхин.

Василий Тараканов уверен, что необходимо повышать сознательность населения и учить бережно относиться к своему здоровью. Тогда больных станет меньше, а очереди сократятся.

– Опять же на законодательном уровне надо принимать решение о лечении отдельных заболеваний для отдельных больных – платно. Например, бронхолегочных. Курящие должны хотя бы частично оплачивать собственное лечение. Иначе что получается: мы назначаем терапию, физиолечение, капельницы. Есть положительная динамика. Потом больной вышел – покурил, и все лечение насмарку. Нельзя так относиться к здоровью! Медицина – затратная область. А где результат?!

Медработники могут предложить массу идей по тому, как сократить очереди к специалистам в нашей стране. И многие из них, казалось бы, лежат на поверхности. Только вот надо обратить внимание на эти очевидные вещи, чтобы преобразования действительно были эфективными.

Кира Смирнова