16+

За последние годы фактов коррупции в нашей таможне не выявлено

Полтора месяца назад на пост руководителя Владимирской таможни заступил полковник таможенной службы Алексей Архипов. До своего нового назначения Алексей Николаевич пятнадцать лет проработал в Костромской таможне, из них шесть лет – в должности начальника таможни.
Ждут ли перемены Владимирскую таможню после смены начальника? Что Алексей Архипов думает о коррупции? Где можно купить таможенный конфискат? Об этом и не только "Призыв" побеседовал с новым начальником таможни.

– Алексей Николаевич, есть ли существенная разница в работе Костромской и Владимирской таможен?
– Несмотря на то, что выполняются одни и те же функции, разница, несомненно, есть. Во-первых, Владимирская таможня больше, она насчитывает семь таможенных постов в разных городах области. Оформляемая номенклатура товаров шире. В Костроме в подавляющем большинстве товары, необходимые для работы предприятий: сырье, оборудование, комплектующие. Во Владимирской таможне добавляются и товары народного потребления, поэтому степень контроля выше. Это более налогоемкие товары, и к ним – особое внимание.

– Можно ли говорить об экономической эффективности таможни по перечислениям в федеральный бюджет?
– Я всегда очень осторожно говорю в том случае, когда деятельность таможни оценивается по суммам, перечисленным в федеральный бюджет. Например, таможня на границе с Казахстаном, где в основном экспортируются российские товары, работает в круглосуточном режиме. При этом в бюджет перечисляет копейки, так как перемещение товаров осуществляют физические лица. Значит ли это, что таможня работает плохо?
Или, к примеру, Центральная энергетическая таможня – она контролирует нефтяные потоки со всей страны. Сумма перечислений огромная, и сравнивать, скажем, с Владимирской таможней ее было бы некорректно. Что касается конкретной суммы перечислений, то за шесть месяцев текущего года она составила около 1,5 миллиарда рублей. И я бы сказал, что эти деньги перечисляют в бюджет участники внешнеэкономической деятельности, мы же занимаемся таможенным администрированием.

– Что ждет в ближайшее время Владимирскую таможню? Намечаются ли какие-либо перемены, реорганизация?
– Во-первых, мы ждем переезда в новое административное здание на улице Асаткина. Стройка вошла в завершающую стадию, сейчас идут отделочные работы. Переезд состоится в текущем году. Это качественно изменит организацию работы в таможне, все подразделения аппарата таможни будут расположены в одном месте, это повысит управляемость и сократит временные затраты на документооборот. Месяц назад на Муромском таможенном посту начала действовать система электронного декларирования. Это уже второй пост Владимирской таможни, который применяет эти технологии. Однако перед нами не стоит задача – перевести и другие посты на оформление электронных деклараций в ближайшее время. Все должно быть практически оправданно и зависит от того, есть ли в применении этой технологии необходимость у участника внешнеэкономической деятельности. Что касается штатной структуры таможни, то в настоящее время она отвечает всем необходимым требованиям, и изменений не будет.

– Вызывает ли озабоченность правовая и экономическая грамотность предприятий – участников ВЭД?
– Участники ВЭД у нас разные. Во Владимирской области есть градообразующие предприятия, которые занимаются экспортно-импортными поставками более 1,5 десятка лет. Они ввозят сырье, комплектующие для производства, экспортируют готовую продукцию. У них стабильная ситуация, и при таможенном оформлении ошибок практически не бывает.
Иная ситуация на предприятиях, которые занимаются внешнеторговыми операциями от случая к случаю. В их штате нет подготовленных специалистов, и могут возникнуть проблемы. Для таких участников ВЭД существует институт таможенных брокеров. Кроме того, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, таможенные органы должны оказывать государственную услугу по информированию и консультированию предприятий в области таможенного дела. Причем, абсолютно бесплатно.

– Какие нарушения таможенных правил чаще всего встречаются?
– Владимирскую таможню, по сравнению со многими другими, можно назвать спокойной. Когда нет прорех в нормативной базе, меньше предпосылок к правонарушениям. За шесть прошедших месяцев возбуждено 21 уголовное дело и выявлено более 120 административных правонарушений. Но общественно значимых среди них нет. Для примера, по всей Российской Федерации распространена схема ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации и оформления их на физических лиц якобы для личного пользования. Но затем эти автомобили выставляются на продажу в салоне, а значит, ввезены были в рамках коммерческой деятельности. В этом случае таможенные платежи выше. Недавно было возбуждено уголовное дело в отношении физического лица, связанное с перемещением культурных ценностей – икон. Что касается административных правонарушений, то это – нарушения сроков доставки товаров, сроков поступления валютной выручки, неправильная классификация товара, которая влияет на ставку таможенных платежей.

– Невозможно обойтись без вопроса о конфискате. Что же такое конфискат, и как он поступает в торговлю?
– Это извечная тема заманчивого, дешевого таможенного конфиската. На самом деле таможенные органы не занимаются реализацией конфиската. В случае, если санкцией предусмотрена конфискация товаров или транспортных средств, то соответствующее решение принимает суд.
После вступления решения суда в законную силу таможенный орган связывается с Российским фондом федерального имущества, и он определяет порядок реализации конфискованных товаров, которые обращены в федеральную собственность. Я знаю, что магазинов, аккредитованных в Российском фонде федерального имущества, во Владимире нет, и этим все сказано.

– Что вы можете сказать о коррупции в таможне?
– Таможенная служба – это составляющая государственной службы, института государственной власти, и те процессы, которые происходят в целом в государстве, они, безусловно, не обходят стороной таможенную службу. Выявляемые правоохранительными органами, федеральной службой безопасности, подразделениями собственной безопасности факты свидетельствуют о том, что коррупция, безусловно, есть и в таможенных органах. Что касается именно Владимирской таможни, то за последние четыре года фактов коррупции не выявлено. Недавно была попытка дачи взятки на Владимирском посту, которая закончилась возбуждением уголовного дела в отношении взяткодателя.

– Мы знаем, что во Владимирской таможне проходят спортивные соревнования, проводится культурно-массовая работа. Получат ли они дальнейшее развитие?
– Эти направления общественной жизни сотрудников таможни я приветствую и поддерживаю. Неделю назад у нас состоялся легкоатлетический кросс. Затем – товарищеский футбольный матч между командами предприятия "Беко" и таможни. Кстати, таможня победила со счетом 5:1. На следующей неделе наши сотрудники, победители предыдущих этапов, поедут в Белгород, где примут участие в заключительном концерте смотра-конкурса самодеятельного художественного творчества таможенных органов Центрального таможенного управления.

Владимир СОПУНОВ
Фото автора

Коротко:
Алексей Архипов, уроженец Костромской области, выросший в семье энергетиков Костромской ГРЭС, в 1992 году закончил Владимирский политехнический институт, после чего вернулся в Кострому. После ликвидации предприятия, куда попал по распределению, пришел работать в таможню. В 1998 году закончил Российскую таможенную академию. Женат, имеет сыновей 13 и 3 лет.

Просмотры: